Opel Rekord А6
Для левого ряда автобана
Весной 1964 года, второе поколение Opel Rekord пополнилось новыми моделями — седаном и купе с шестицилиндровыми двигателями. Вскоре владельцы автомобилей Mercedes-Benz (не говоря уже о BMW и Ford, у которых в то время не было таких моторов) с удивлением стали замечать, что обычные с виду “Рекорды” — шильдик “6” на крышке багажника был малоприметен — стали обгонять их на автобанах.
“Опели” шестидесятых годов прошлого века ассоциируются у большинства наших автолюбителей с “народными автомобилями”, и это понятно: мало кому доводилось видеть представительские машины этой марки тех лет. В России их были считанные единицы, в основном у дипломатов в Москве. Эти счастливчики, если по каким-то причинам не ездили на “Мерседесах”, выбирали почти пятиметровые Opel Kapitan/Admiral с рядными “шестерками” мощностью 100 л. с. или Opel Diplomat c 4,6-литровой 190-сильной V-образной “восьмеркой” от Chevrolet.
“Капитаны”, “Адмиралы” и “Дипломаты” (какие названия!) были не по карману многим немцам, даже бизнесменам средней руки, которые также хотели ездить на мощных автомобилях, но в отличие от дипломатов покупали машины на свои кровные.
В бизнесе главное — вовремя распознать неудовлетворенный спрос и успеть раньше конкурентов ответить на него. И опелевцы успели вытащить выигрышный лотерейный билет, предложив европейцам недорогие, но динамичные автомобили (в США в это же время шла лихорадочная работа по созданию “народного” спортивного автомобиля — Ford Mustang). Более мощными моделями они дополнили бурно расширяющееся семейство “демократичных” Opel Rekord А (напомню: в марте 1963 года был начат выпуск седана, в мае — 3-дверного универсала, в июне — фургона, в августе — более мощной модификации седана — “L”, в сентябре — 2-дверного купе).
Уже в марте 1964 года появились седан и купе с рядными “шестерками”, получившие обозначение Opel Rekord А “6”. Но, судя по устоявшемуся мнению, что первыми стали оснащать сравнительно недорогие автомобили рядными “шестерками” баварцы, об этом мало кто помнит (престижные BMW 501 с такими двигателями перестали выпускаться в 1958 году, вновь подобные моторы появились лишь в 1968 году у BMW 2500/2800). Кстати, другой конкурент Adam Opel AG — кельнское отделение Ford Motor Company — лишь в сентябре 1964 года стал оснащать свои модели “шестерками”, правда, не рядными, а V-образными (Taunus 20 M).
Создание “заряженных” версий обычных автомобилей (в будущем их будут называть “волками в овечьей шкуре”) — личная заслуга главного конструктора фирмы в те годы — Ганса Мерсаймера (Hans Mersheimer), страстного поклонника мощных автомобилей. Это он экспериментировал с установкой на модели Opel V-образных “восьмерок” от Oldsmobile и Chevrolet. Это ему принадлежит знаменитая фраза: “Владельцы автомобилей Opel должны ездить по левой полосе автобана!”
Новый двигатель
2,6-литровый 100-сильный карбюраторный двигатель для Opel Rekord А “6” был заимствован у Opel Kapitan. Он был не только мощным, но и конструктивно новым, в отличие от рядных 1,5- и 1,7-литровых “четверок”, которыми комплектовались обычные “Рекорды”, — их родословная велась аж с 1937 года. Достаточно сказать, что у этого мотора были гидротолкатели! То, что наша автопромышленность сравнительно недавно начала применять в серийном производстве, сорок лет назад можно было увидеть на обычных немецких автомобилях среднего класса.
Установка рядной “шестерки” дала существенный прирост в динамике. Судите сами: 1,5-литровый Opel Rekord разгонялся до 134 км/ч, 1,7-литровый — до 138 км/ч (его вариант S — до 142 км/ч). Скоростной же “потолок” седана Opel Rekord А “6” превышал 100 миль в час и достигал 165 км/ч, а купе и того больше — 170, что для середины шестидесятых было очень хорошим показателем. В те годы такую динамику имели и чисто спортивные автомобили, те же английские MGB, а также ряд итальянских и французских спортивных купе. Неудивительно, что “рекордовские” топ-модели были приняты на ура и первые покупатели терпеливо ждали заказанных автомобилей до четырех месяцев!
Приведенные цифры — действительная скорость, на которую были способны эти автомобили (на спидометре у них максимальная отметка — 200 км/ч). Поэтому не удивляйтесь, если на автобане во время путешествия по Европе вам покажет свои узкие задние фонари такой вот ветеран. До сих пор эти прекрасно сохранившиеся автомобили можно увидеть на немецких дорогах, и подобные невинные развлечения тешат самолюбие обладателей раритетов (кто ожидает такой прыти от сорокалетнего “старичка”?).
Скоростным автомобилям были положены четырехступенчатая коробка (остальные “Рекорды” довольствовались трехступенчатыми, лишь универсал Caravan 1700 оснащался 4-ступенчатой КПП), стабилизатор поперечной устойчивости не только спереди, но и сзади, а также новинки тех лет — дисковые передние тормоза и бескамерные радиальные шины.
Американский дизайн
Opel Rekord А (он еще обозначался как Р3) отличался от предшественника, имевшего индекс Р2 (1961—1963 гг.), меньшей высотой кузова и поясной линии, большей шириной и колеей, а также меньшим количеством хромированных молдингов.
В облике этих машин отчетливо прослеживались американские мотивы — в частности, хромированная решетчатая облицовка радиатора была выполнена в духе моделей Chevrolet. Особенно это характерно для двухдверной модели, которая, словно вычерченная по уменьшенным американским лекалам (ничего удивительного: Adam Opel AG принадлежит General Motors), смотрелась несколько тяжеловато. Ее отличительной особенностью были огромный задний свес и полуприкрытые задние арки колес — стилистические решения, заимствованные у купе Opel Rekord Р2, которое также создавалось в американском духе. Кстати, у купе колесная база осталась такой же, как у седана, а динамичный силуэт был получен за счет уменьшения пространства салона.
Век седана и купе Opel Rekord А “6” был коротким — с 1964 по 1965 год. Седанов было выпущено 5832, а купе 6637 экземпляров, но даже их общий тираж — 12 469 штук — теряется на фоне почти миллионного выпуска “Рекордов” с 4-цилиндровыми двигателями. Так что Opel Rekord А “6” — без всяких натяжек настоящий раритет.
В нашей стране, если судить по выставкам, фестивалям и газетным объявлением, нет ни одного Opel Rekord с рядной “шестеркой”. Большинство владельцев “Рекордов” даже и не подозревают, что были такие автомобили — настолько за многие годы выпуска стал привычным образ Opel Rekord с четырехцилиндровым двигателем.
Александр ЕЛЬЧИЩЕВ
Фото автора и Adam Opel AG
2004 г.
Технические характеристики Opel Rekord А “6” (в скобках — данные для купе)
Тип кузова 4-дверный седан (2-дверное купе)
Длина 4512 мм
Ширина 1669 мм
Высота 1440 (1418) мм
Колесная база 2639 мм
Колея передних/задних колес 1325/1279 мм
Снаряженная масса 1135 (1115) кг
Число мест 5 (4)
Двигатель Карбюраторный, с распредвалом в блоке цилиндров, с гидротолкателями, головка и блок цилиндров — чугунные
Расположение Спереди продольно
Число и расположение цилиндров 6, в ряд
Рабочий объем 2605 куб. см
Диаметр цилиндра/ход поршня 76,5/85,0 мм
Макс. мощность 100 л. с. (при 4600 об/мин)
Макс. крутящий момент 18,6 кгс*м (при 2400 об/мин)
Коробка передач Механическая, 4-ступенчатая
Привод На задние колеса
Подвеска передняя/задняя Независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах/неразрезной мост на листовых рессорах; спереди и сзади — стабилизаторы поперечной устойчивости
Тормоза передние/задние Дисковые/барабанные
Шины 165/- SR14
Макс. скорость 165 (170) км/ч
0-100 км/ч 14,0 (12,8) с
Средний расход топлива на 100 км 10,7-12,0 л
Объем топливного бака 45 л
Deprecated: Функция get_currentuserinfo с версии 4.5.0 считается устаревшей! Используйте wp_get_current_user(). in /var/www/user466747/data/www/alex-elch.ru/wp-includes/functions.php on line 6078