С автомобилем на пароме из Финляндии в Германию

Море — не преграда

В предыдущих номерах, отвечая на вопросы наших читателей о путешествии на автомобиле за границу, мы начали рассказ об опробованном нетрадиционном маршруте: поездке в Германию через Финляндию.

ПАРОМ ПАРОМУ РОЗНЬ

Как известно, Скандинавию от Центральной Европы отделяет Балтика, поэтому, чтобы добраться до «европейского перекрестка» — Германии, автомобилисту надо воспользоваться услугами парома.
Наверняка слово «паром» ассоциируется у большинства наших граждан с чем угодно, только не с белоснежными лайнерами — от катамаранов до гигантских «титаников» с комфортабельными каютами и всеми круизными прелестями. Выбрав этот маршрут, вы кроме перечисленных ранее его достоинств (большей безопасности, меньшего расхода заграничного бензина, особенно если движок вашего автомобиля прожорлив) реализуете и свою давнюю мечту: отправиться в круиз на океанском лайнере.
Билеты на паром в наших турагентствах надо заказывать заблаговременно. На месте их приобрести летом практически невозможно — слишком популярен этот маршрут у финнов и немцев, да и некоторых наших перегонщиков автомобилей.
В прошлых номерах «Биржи плюс авто» мы уже рассказывали, как добраться до Хельсинки. Чтобы долго не плутать по нешироким улицам финской столицы, лучше всего попросить сориентировать вас по плану города еще в турагентстве, в котором вы приобретете билет и визу. Если у вас билет на корабль компании Silja Line, то, выехав на набережную Хельсинки, ищите большой белый корабль с тюленьей мордой на трубе — такой ориентир виден за километр. Правда, надо не забыть и о самом названии корабля — в порту в этот момент может оказаться и не один корабль компании.
Приехать следует за некоторое время до отправления парома, потому что надо будет отметиться на контрольном пункте, а к нему очередь. Если вы не перевели часы на местное время, то получите еще час форы, потому что финское отстает от московского на 1 час. Оно будет действовать во время всего плавания на пароме.
На контрольном пункте вашу машину измерят. За превышение габаритов придется доплатить — это касается джипов, микроавтобусов и автомобилей с прицепами. Поэтому в турагентстве, где будете заказывать билет, выясните заранее конкретную доплату за ваш автомобиль. Доплату на месте возьмут только в финских марках, поэтому другую валюту надо обменять в здании справа от КПП.
Еще одна деталь: получив посадочные талоны, проконтролируйте количество отведенных мест в каютах до того, как въедете на паром. Особенно если едете несколькими машинами (у нас был казус: водитель идущей впереди машины отдал билет, служащие подумали, что в нем указано число пассажиров в двух автомобилях, и нашей машине махнули, мол, проезжайте, а потом пришлось в английском упражняться, чтобы прояснить ситуацию).

«УЛЫБОЧКУ!»

Наконец все формальности закончены, под «дворник» вашей машины прикреплен листок с черной стрелкой, и вы начинаете преодолевать последние метры скандинавской земли. При въезде на паром от вас понадобится всего три вещи: не превышать скорость 10 км/ч, смотреть внимательно на регулировщиков, указывающих, в какой ряд стать вашей машине, и улыбаться. Если вы не последуете последнему «правилу», то через несколько часов об этом пожалеете.
Все без исключения въезжающие машины фотографируют штатные фотографы и результаты своей фотоохоты выставляют в холле. Фотографии будут сделаны большие (15х21см) и вложены в фирменный вкладыш с виньеткой корабля. На снимках, сделанных профессиональной аппаратурой, будут хорошо видны лица сидящих в салоне. Стоит такое удовольствие недешево — 10 DM. Не все выкупают эти фото, но большинство пассажиров радуются, как дети, и заказывают дополнительные.
Возьмите из автомобиля сразу все, что вам понадобится в каюте, потому что вход на автопалубу прекращается за час до отправления судна и находиться на ней во время плавания запрещено. Заприте хорошенько двери, ценные вещи заберите с собой. Администрация парома не отвечает за кражи из автомобилей, а также за пропажу ценных вещей и денег из каюты. Фамильные драгоценности лучше сдать на хранение в специальный сейф в службе Information.
Не забудьте хорошенько запомнить, где стоит ваша машина. У ближайшего выхода к лифтам на стене будет написано название отсека. Лучше эту информацию записать, чтобы вернуться к машине тем же путем. Кроме того, выясните, на каком этаже (первом или втором) вы оставили своего четырехколесного друга. Когда через сутки кинетесь искать свою машину, вы оцените эту информацию.

КАЮТЫ

Как и полагается приличному лайнеру, они 1-, 2- и 4-местные, со всеми удобствами. Располагаются обычно на семи уровнях-этажах и делятся на несколько классов: от шикарного Commodore до Budget-класса. Подороже — повыше, дешевле — пониже.
С посадочным талоном вам дадут обычные ключи или выполняющий их функцию пластиковый прямоугольник с перфорацией. Не забудьте в конце поездки оставить ключ в каюте.
В каждой каюте независимо от класса установлен кондиционер и телефон, так что если едете с друзьями, можете договориться о посещении бара, ресторана или о прогулке по палубе.
Позвонить в Россию не составит никакого труда, правда, не из каюты, а из кабинок у бюро с надписью Information, в котором можно купить телефонную магнитную карточку. Слышимость отличная, повышать голос не придется.
Если захотите расслабиться в баре и не знаете, куда деть детей, — отправьте их в «детскую» комнату. На всех паромах они есть (как и комнаты матери и ребенка). Там пол, усыпанный шариками, и видеоигры. Для игорных автоматов понадобятся финские монеты. Кроме того, на палубе есть детские качели.

ПАРОМНЫЙ ОБЩЕПИТ

Прогулки по палубе, если нет качки, отлично стимулируют аппетит. Недостатка в ресторанах, барах, кафе и кафетериях на борту корабля нет. В кафетерии обычно над каждым блюдом висит ценник, что очень удобно — не схватишь какую-нибудь стодолларовую экзотику. Вечером в ресторане можно узнать наконец, что такое настоящий шведский стол, и побаловаться в неограниченных количествах деликатесами. Правда, стоить это удовольствие будет по нынешним временам недешево — примерно 30 DM. (На корабле на равных ходит валюта стран, между которыми курсирует паром, поэтому любимые россиянами доллары надо обменять в пункте обмена — обычно в той же «Информейшн».)
В любом коридоре, где находятся каюты, вы найдете автоматы с прохладительными безалкогольными напитками. Надо лишь иметь в запасе монеты достоинством в одну финскую марку (бесплатно можно утолить жажду, найдя фонтанчик наподобие наших пляжных в районе лестниц). Автоматы с горячими напитками находятся в районе кафетерия.

DUTY-FREE

Так называется сеть беспошлинных магазинов на паромах, в аэропортах и других нейтральных и приграничных территориях. В duty-free типичный джентльменский набор выглядит так: сувениры, парфюмерия и косметика, всевозможные алкогольные напитки, кондитерские изделия, немного галантерейной продукции.
При его посещении не забудьте взять с собой полученную вместе с посадочным талоном карточку Vendor Control. Она номерная, действительна только на одну поездку и при утере не восстанавливается. В ней указаны предельные нормы беспошлинных товаров: сигарет — 200 шт., 1 л крепких (свыше 22%) алкогольных напитков или 2 л менее крепких напитков, плюс 2 л вина, духов — 50 г, туалетной воды — 250 мл.
Карточку предъявите в кассе. Количество купленных вами товаров отмечается в ней, пока вы не выберете максимум. Расплатиться кроме наличных можно и такими кредитными международными карточками, как Eurocard, Mastercard, Visa, American Express, JBC-Card. Они принимаются к оплате во всех службах на борту лайнера.

ЧЕРЕЗ СУТКИ

Если вы находитесь в каюте, то о подходе парома к порту узнаете из сообщения внутрикорабельного радио, если на палубе — по всеобщему оживлению. Финны хорошо знают расписание, тем более составленное по их времени, и начнут заранее готовиться к десантированию. Вас же могут подвести непереведенные часы. Кстати, в немецком порту Травемюнде, в котором начнет швартоваться паром, не забудьте перевести время на своих часах на 2 часа назад по сравнению с московским.
Чересчур рано отправляться на автопалубу не стоит — доступ на нее открывается за 1 час до прихода парома в порт. Но и не рассчитывайте на последние минуты — ваша машина загородит выезд всему ряду, а протиснуться к ней сквозь сомкнутые ряды автомобилей, да еще с баулами, вы быстро не сможете (особенно если забыли местонахождение нужного лифта и выхода к машине).
Выезжая на немецкую землю, сразу поручите одному из пассажиров собрать паспорта у всего экипажа, чтобы не задерживать таможенников. Улыбайтесь и не мельтешите, и, скорей всего, вас не задержат долгими формальностями.

КСТАТИ

Находясь на корабле, помните, что постоянно повторяющийся сигнал из семи коротких и одного длинного гудка — это сигнал тревоги. Услышав его, надо по возможности захватить теплые вещи (документы, разумеется, должны быть всегда с вами) и бежать к шлюпкам, ориентируясь по стрелкам на стенах в коридорах. Стрелки укажут и на местонахождение спасательных жилетов. Лифтами во время тревоги пользоваться запрещено.
При заболевании или несчастном случае надо обратиться в службу Information.

Александр Ельчищев
Фото автора

16
28 апреля 1999

 

alex

Блог Александра Ельчищева

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий