Что необходимо россиянину для путешествия на отечественном автомобиле по Европе?

Кризис кризисом, а мир посмотреть хочется

УВАЖАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ!
Прошу сообщить: что необходимо российскому автолюбителю для путешествия на отечественном автомобиле по Европе? Какие требования предъявляются к машине, какие нужны страховки, визы? Расскажите о наиболее интересных и безопасных маршрутах. Наверняка есть люди, которые совершили подобные поездки и могут поделиться опытом. Уверен, что этот материал будет полезен многим. Кризис кризисом, а мир посмотреть хочется.
Александр Баданов, Н. Новгород
У редакции «Биржи плюс авто» есть собственный опыт зарубежных поездок: в 1997 году на редакционной Toyota Land Cruiser мы проехали 9 тысяч километров по нескольким европейским странам. В ближайших номерах «автошки» мы познакомим вас с наиболее безопасным маршрутом, с перечнем необходимых для зарубежной поездки документов, с особенностями национальных правил дорожного движения и основными достопримечательностями. Сегодня дадим несколько рекомендаций общего характера.

ЯЗЫК

Иностранный язык — существенный барьер для наших граждан во время передвижения по Европе. Даже институтское (не инязовское) знание языка не дает нашему человеку возможности уверенного, бескомплексного общения за рубежом. В этом виноват пресловутый «железный занавес», лишивший наших соотечественников свободы общения с иностранцами, а значит, и языковой практики.
Собираясь за рубеж, заранее поищите хорошие разговорники или разговорник, в котором даются параллельно несколько языков. Не берите первый попавшийся. Одни разговорники скопированы с зарубежных изданий полувековой давности, другие удивляют наличием бестолковых фраз, которые понадобились бы только в совершенно искусственных ситуациях.
Учтите, что для путешествия по Европе недостаточно ограничиться только английским разговорником или знанием этого языка. Конечно, английский является языком международного общения и очень вам пригодится при посещении, кроме самой Великобритании, Финляндии, Швеции, отчасти Голландии. В других странах на языке Шекспира вы сможете объясняться только в ресторанах, супермаркетах крупных городов или на официальных мероприятиях.
В идеале — надо знать язык той страны, куда вы едете. Если собираетесь в Германию, Австрию, Швейцарию, то надо вспомнить или попрактиковаться в немецком. С французским у вас не будет проблем, кроме Франции, в Бельгии и Швейцарии.
Не стоит отчаиваться, если с языком у вас проблемы, а времени перед отъездом на посещение языковых курсов нет. Автомобилисту, я считаю, все-таки легче, чем «безлошадному» — не надо бесконечно пересаживаться на разные виды транспорта и постоянно что-то спрашивать. Знай себе крути баранку и смотри внимательно на дорожные указатели.
В первую очередь вам надо выучить или четко запомнить, где находятся в разговорнике фразы, чтобы попросить счет в ресторане или за указанную вам услугу, спросить дорогу к отелю, попросить показать какую-то вещь в магазине (названия всех вещей выучить невозможно — просто покажете жестом). Очень важно выучить названия основных блюд и уметь считать хотя бы до десяти (еще лучше — до ста).
Можно предложить нехитрые приемы для ориентации в чужой языковой среде. Во всех магазинах и на заправках есть кассовые аппараты — сколько заплатить, сориентируетесь по цифрам на дисплее. В ресторане попросите принести счет за обед. Даже таксист, если попросите, выдаст вам чек (причем кассовый!).
Если же в какой-то другой обстановке вы не поняли названную вам сумму или, например, номер вашей комнаты в отеле, попросите написать эту цифру («Шрайбен-зи, битте» или «Экривэ-ву, силь ву пле»).
Если же проблемы общения на иностранном языке вас слишком пугают — возьмите в свою компанию друга или подругу, хорошо знающих язык. Не будете мучиться и более толково проведете время.

АВТОМОБИЛЬ

На отечественном автомобиле в путешествие по Европе можно отправляться, если он надежен. Ремонт за границей вас разорит и испортит всю прелесть путешествия. Надежды на то, что на обочине можно заниматься крупным ремонтом, как у нас (читай — проливать масло, разбрасывать ветошь и фильтры), тщетны. Вас просто оштрафуют на внушительную сумму.
Автомобиль, которому предстоит заграничный вояж, должен быть полностью проверен. Все подозрительное должно быть отремонтировано или заменено качественными комплектующими. Карбюратор отрегулирован на минимальное содержание СО и настроен на экономичную езду.
В общем, лучше потратьте деньги здесь на доводку машины, потому что стоимость услуг на тамошней СТО покажется вам астрономической (а без великолепного знания языка вы там особо не поторгуетесь), российские же цены — смешными. (Речь идет о стоимости работы, стоимость же фирменных запчастей почти одинакова.)
Там ремонтом агрегатов как таковым обычно не занимаются, а просто их меняют. Например, спецы вряд ли полезут в генератор, чтобы заменить подгоревшие щетки, а просто возьмут и заменят его целиком. Если уж случится подобная оказия, то не забудьте предложить «полетевший» агрегат в счет нового (если на вашей машине стоят агрегаты известных западных фирм — «бошевские» стартер, генератор, например).
Какой отечественный автомобиль предпочтительней для столь ответственной миссии? Экономичный и не тесный. Лучше всего, на мой взгляд, переднеприводный ВАЗ. На джипе не советую ехать: бездорожье в Европе трудно найти, проклянете аппетит мотора, и придется доплачивать за превышение габаритов на пароме.
Сэкономить на оплате топлива (а это наряду с оплатой гостиниц львиная доля расходов в путешествии за границей) можно несколькими путями. Первый: автомобиль должен иметь экономичный бензиновый двигатель (дизель был бы предпочтительней, но пока им могут похвастать редкие вазовские «четверки» и «Нивы», поэтому не будем пока рассматривать этот вариант). Второй путь: если, посчитав заранее общий километраж предстоящей поездки, вы получите внушительную цифру, то серьезно подумайте над установкой на автомобиль газовой аппаратуры. Этим вы убьете сразу двух зайцев: заметно улучшите экономичность и снизите токсичность выхлопных газов. Заправочный штуцер газобаллонной аппаратуры, установленной на отечественном легковом автомобиле, как правило, соответствует евростандарту. Но все-таки, если решитесь на установку, обязательно уточните этот нюанс.
И последнее. Не гоните по нашим колдобинам до границы. Аккуратная езда — дополнительная гарантия, что вам не придется прибегнуть к услугам хорошего, но очень дорогого западного сервиса.

ВАЛЮТА

Вывозить сейчас из России без декларирования можно 500 долларов (уточните эту информацию еще раз перед выездом). На вывоз остальной суммы надо иметь разрешение, поэтому, меняя деньги в банке, не забудьте взять его разрешение.
В какую валюту превращать наши рубли? В валюту тех стран, которые вы собрались посетить. Пропорционально времени пребывания в них и желанию что-то купить. Забудьте о всесилии доллара (это у нас он могуч, ну еще в Польше, пожалуй). В Финляндии нужны финские марки, в Германии — немецкие марки (на пароме, курсирующем по мар-шруту Хельсинки — Травемюнде, и те и другие примут), а во Франции — французские франки и так далее.
Никто в цивилизованной стране не позарится на ваши «зеленые», а отошлет менять в обменный пункт (который только в крупных городах можно найти) или банк. В небольшом городке банк окажется в единственном числе, часы его работы не совпадут с режимом передвижения по стране ранних или поздних залетных птиц в лице наших автомобилистов. Потратив время (и бензин) на поиски банка и ожидание его приемных часов, вы еще подождете, пока служащий, не сильно разбирающийся, в отличие от россиян, в портретах американских президентов, начнет идентифицировать ваши гордо протянутые сто долларов. Мы были свидетелями, как при виде 50-долларовой купюры банковский служащий обложился каталогами, а затем еще куда-то звонил консультироваться. А ведь это был банк «областного» французского города! Нужно ли это вам?
Неплохо иметь при себе, если поедете во Францию, франков тридцать «в металле». Сразу от французской границы начнется платный автобан. Бросив монеты в автомат, получите чек и быстро проедете контрольный пункт. Впрочем, бумажные франки вам тоже обменяют (да и немецкие марки, только не по самому выгодному курсу), но времени на проезд уйдет больше.

ГОСТИНИЦЫ

К выбору гостиниц во время путешествия надо подойти серьезно. Если положиться на наше обычное «авось» и останавливаться без разбору в первой попавшейся, то никакой бюджет не выдержит. Если вы не Рокфеллер, конечно. (Практичные европейцы бронируют места за несколько месяцев до отпуска и благодаря этому получают скидки, но это явно не наш случай.)
В Германии, например, в таком крупном городе, как Гамбург, одноместный номер в сутки вам обойдется в 110-225 немецких марок, а в мотеле на дороге — 60 немецких марок (если повезет, еще и с завтраком). В Париже заплатите за одноместный номер не менее 300-400 франков (50-65 долларов), а в его предместье, в каких-то двадцати километрах от столицы, 3-местный номер гостиницы «Формула-1» обойдется вам всего в 114-134 франка (19-22 доллара). Чувствуете разницу?
В идеале надо иметь карту дешевых отелей или узнать их адреса у людей бывалых.
Если все-таки, устав за день крутить баранку и махнув рукой на выбор приемлемой по цене гостиницы, вы остановитесь в первой попавшейся и по счастливому стечению обстоятельств цена номера покажется вам приемлемой, то поищите в холле буклеты и проспекты. Может, эта гостиница входит в сеть типовых отелей с одинаковыми расценками, и вы будете знать их адреса.

Александр Ельчищев
Фото автора

11
24 марта 1999

 

alex

Блог Александра Ельчищева

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий