К черту в пекло

В одном из самых жарких мест на Земле, которое носит зловещее название Долина смерти, проводятся экстремальные испытания автомобилей многих фирм. Первооткрывателем сурового полигона был Mercedes-Benz. В этом природном горне штутгартской компанией было обкатано около 250 предсерийных моделей, намотавших там около 400 тысяч километров.

СПРАВКА. Долина смерти (Death Valley) — межгорная впадина в пустыне Мохаве, штат Невада, США. Длина около 250 км. Расположена на 85 м ниже уровня моря. Максимальная температура воздуха достигает 56,7 о С. Название связно с гибелью в 1849 году партии золотоискателей от недостатка воды.

НЕКОТОРЫЕ ЛЮБЯТ ПОГОРЯЧЕЕ
У сурового края с устрашающим названием — захватывающий дух ландшафт, достойный самых смелых научно-фантастических фильмов. Черные вулканические кратеры, длинные цепи желтых и красных раскаленных от солнца камней, причудливые темно-серые скалы, покрытые кристаллами соли, подобно глазури на кексе. Некоторые из этих белых кристаллов имеют сферическую форму, и остроумные американцы назвали это место площадкой для гольфа дьявола.

Безумная идея испытаний автомобилей в Долине смерти, одной из самых горячих точек на Земле, принадлежит  руководителю отдела развития компании Mercedes-Benz Рудольфу Уленхауту. Увидев во время путешествия по США эту сюрреалистическую впадину, он сразу понял ее практическое значение в качестве автомобильного полигона.

Его внимание привлекли не только средние летние температуры в 45—48 градусов Цельсия (в 1913 году термометр достиг отметки 56,7 градусов Цельсия — самой высокой температуры, когда-либо зарегистрированной в Западном полушарии), но и уникальная топография местности. В Долине смерти природа создала идеальную трассу длиной 21 километр с постоянным уклоном в семь процентов и перепадом высот в 1200 метров. Она получила название Daylight Pass, что можно перевести как “световой путь”.

ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛИХОРАДКА
На застолбленный участок через несколько недель была отправлена команда из восьми лучших инженеров-испытателей, которым поручено было протестировать четыре предсерийные модели Mercedes-Benz. И в местах, где в середине прошлого века разворачивались события “золотой” лихорадки, началась лихорадка испытательная.

Первопроходцы устанавливали аппаратуру на автомобили во дворе гостиницы городка Битти под простым навесом из холста. Сегодня компания Mercedes-Benz имеет в находящемся на границе пустыни городке собственную мастерскую, в которой обычно колдуют над дюжиной замаскированных прототипов 35 инженеров и водителей-испытателей.

Полностью изменились за последние два с половиной десятка лет и ежедневные тесты автомобилей. Манфред Флайг, один из первых испытателей в Долине смерти, вспоминает: “В 1974 году у нас были громоздкие 12-игольчатые матричные принтеры, для установки которых мы переделывали передние пассажирские сиденья”. В наши дни в машине устанавливается небольшая консоль с портативным компьютером. Полученные данные обрабатываются вечером консоль с портативным компьютером. Полученные данные обрабатываются вечером в местном центре управления в Битти.

Сбор информации для компактного компьютера возложен на 400 датчиков, закрепленных в различных точках автомобиля: в масляном поддоне, в элементах системы охлаждения и кондиционирования, во всех уголках салона (для сравнения: на формульные болиды во время тестовых заездов устанавливают около 120 таких датчиков). Для этого инженеры прокладывают около километра дополнительной проводки в каждую испытываемую модель!

НА ПРЕДЕЛЕ ВОЗМОЖНОГО
Вот уже более трети века самое важное испытание для каждой новой модели Mercedes-Benz — преодоление 21-километрового подъема по Световому пути. Летом, начиная с 11 часов утра, когда столбик термометра держится выше отметки 40 градусов Цельсия, испытатели из Штутгарта начинают трехэтапную экзекуцию автомобилей. Сначала от городка Битти вглубь пустыни едут медленно, на скорости 40 км/ч, затем на третьей передаче со скоростью 90 км/ч и, наконец, на номинальной скорости (если автомобиль оснащен автоматической трансмиссией, ее селектор устанавливается в положение D — Drive).

Езда на низких скоростях в адской жаре вверх по Световому пути — только один из методов “пытки” автомобиля. Чтобы точно узнать о слабостях предсерийных моделей, их гоняют не только с постоянной скоростью, но и в режиме stop-and-go (движение с остановками по расписанию), моделирующем езду по городу в час пик. Кроме того, испытывают систему охлаждения в режиме холостого хода двигателя и выносливость всего автомобиля 600-километровым прогоном через Долину смерти.

Кажущийся простым idle test (испытание при работе двигателя на холостом ходу) на самом деле довольно безжалостная процедура. Выглядит она так: автомобиль сначала гоняют по Световому пути, затем оставляют в тени скал на продолжительное время с работающим двигателем и включенным кондиционером.

Это означает, что система охлаждения двигателя функционирует на пределе своих возможностей. Ведь радиатор и моторный отсек не обдувается встречным потоком воздуха, а в пустынной тени нет прохлады.

Специалисты Mercedes-Benz отмечают, что проблемы большинства поломок двигателей, вызванных перегревом, были успешно решены в середине семидесятых годов. Главной задачей тех лет стало устранение паровых пробок в системе питания двигателя, вызывающих его остановку. Сегодня уже нет необходимости в установке дополнительных элементов в системы питания: современные системы впрыска имеют большие рабочие давления и легко справляются с высокой температурой.

Надо заметить, что Долина Смерти — не только полигон для испытаний в тяжелейших условиях двигателя и климатических установок. Шины, подвески, электроника, пластмассовые панели и лакокрасочные материалы сильно страдают в этих адских условиях и быстро показывают свои слабые места.

В течение последней трети века каждая модель Mercedes-Benz несет в себе доработки слабых мест конструкции, выявленных у замаскированных прототипов, намотавших по полторы тысячи километров под белым солнцем американской пустыни.

Александр ЕЛЬЧИЩЕВ.

alex

Блог Александра Ельчищева

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий