Karmann Ghia

Карманн Гиа: Чудесное превращение «Жука»


Карманн Гиа Karmann GhiaОдин из самых замечательных проектов в истории немецкого автомобилестроения — создание спортивного «народного автомобиля» — начал свой отсчет 60 лет назад, весной 1953 года, когда на Женевском автосалоне успешно прошли переговоры Вильгельма Карманна, владельца немецкой кузовной фирмы Karmann, с Луиджи Сегре, главой итальянского дизайнерского ателье Carrozzeria Ghia.

 Основанная Вильгельмом Карманном в городе Оснабрюке фирма Karmann, накопив богатый опыт в постройке карет, в 1902 году перешла к производству автомобильных кузовов. Качество их изготовления было очень высоким, поэтому предприятие не испытывало проблем с заказами вплоть до начала Второй мировой войны, когда ей пришлось перестраиваться на выпуск военной продукции. В результате Karmann как военный объект неоднократно подвергался бомбежке авиацией союзников, и его производственные площади к концу войны были почти полностью уничтожены.

Карманн Гиа Karmann Ghia

В расположенном спереди багажнике — запасное колесо, домкрат и инструменты.

Вторую половину сороковых годов предприятие с трудом отстраивалось и не брезговало случайными заказами, вплоть до штамповки ложек.

Судьбоносным для фирмы стал 1949 год, когда Вильгельм Карманн обратился к директору концерна Volkswagen AG Генриху Нордхоффу (Heinrich Nordhoff) с предложением освоить на его площадях производство открытого варианта появившегося в 1948 году серийного «Жука». (C 1949 по 1980 год на этом предприятии было собрано 331 847 штук открытых «народных автомобилей».)

Итальянский проект

карманн гиа автоэкзотика

У первых автомобилей руль был заимствован у «Жука» и только с 1958 года стал оригинальным, в 1960-м его форма вновь изменилась. Был и праворульный вариант (с 1959 г.).

Впрочем, полученный заказ Вильгельм Карманн считал уже вчерашним днем для своего предприятия, его планы были более амбициозными, он мечтал о выпуске спортивного автомобиля на базе «Жука»!

Этот замысел суждено было претворить в жизнь его сыну, названному в честь отца также Вильгельмом, возглавившему предприятие в 1951 году после смерти отца. Под его руководством было разработано несколько прототипов такого автомобиля, но ни один из них руководству Volkswagen не понравился. Тогда Вильгельм Карманн-сын обратился к стилистам из итальянского ателье Ghia. Первые переговоры с Луиджи Сегре (Luigi Segre), главой дизайнерского ателье Carrozzeria Ghia из Турина, состоялись весной 1953 года на Женевском автосалоне.

Проект держался в строгом секрете от прессы и тем более от конкурентов. Первым шагом в его реализации стала покупка «донорского» «Жука» (в целях конспирации не в Оснабрюке и даже не в Германии, а в столице Франции) и отправка его своим ходом в Италию.

Итальянцы не заставили себя долго ждать и уже к ноябрю того же года создали прототип нового автомобиля, который Вильгельм Карманн показал в Оснабрюке генеральному директору Volkswagen AG. Генрих Нордхофф остался доволен увиденным и отдал приказ о запуске в серию Volkswagen Karmann Ghia (в историю автомобиль вошел под более коротким именем — Karmann Ghia).

Карманн Гиа Karmann Ghia

Форма задних фонарей неоднократно менялась — в 1960, 1964 и 1970 годах

Официальная презентация Karmann Ghia автомобильной прессе должна была состояться 27 августа 1955 года на заводе кузовной фирмы, но прошла раньше, 14 июля, в Kasino Hotel в Георгсмариенхутте близ Оснабрюка. Широкой публике автомобиль был представлен в сентябре на Франкфуртском автосалоне.

Немецкое качество

Через полгода было продано уже 500 экземпляров автомобилей. Это был несомненный успех новой модели, которому способствовали отменное качество сборки и демократичная цена. Karmann Ghia стоил дешевле большинства спортивных автомобилей своей эпохи, лишь французский Alpine A108 да английский Austin Healey могли с ним конкурировать по этому показателю.

Правда, спортивной у Karmann Ghia была лишь удачная внешность, благодаря которой купе больше было похоже на двухдверный седан — коч, а вот динамика из-за фольксвагеновского двигателя была довольно скромной, но последнее обстоятельство не смущало переживших послевоенную разруху немцев.

Карманн Гиа Karmann Ghia

Общие гены с фольксвагеновским «Жуком» выдает 4-цилиндровый «оппозитник» с воздушным охлаждением.

После успешного дебюта купе в Оснабрюке было решено освоить выпуск и кабриолета. Через два года, в августе 1957 года, появился открытый вариант Karmann Ghia. Он был показан на Франкфуртском автосалоне 18 сентября и уже в ноябре встал на конвейер.

Внешность автомобиля, дизайн которого и сегодня выглядит современно, менялась несколько раз, но не слишком кардинально: в 1960 году изменились форма «крылышек» воздухозаборников в передней части машины, задние фонари вместо прямоугольных стали миндалевидными (они видоизменялись еще не раз: в 1964 и 1970 годах). С 1972 года Karmann Ghia получил более объемные бамперы.

Неудачной надо признать показанную во Франкфурте в 1961 году третью серию Karmann Ghia. В угоду тенденциям автомоды шестидесятых годов дизайнеры отказались от пухлых крыльев и прогадали. Потомки ценят именно первые две серии, а об угловатом Karmann Ghia, производство которого прекратилось в 1969 году, напрочь забыли.

Карманн Гиа Karmann Ghia

Литраж и мощность двигателя постоянно росли.

С годами менялась не только внешность Karmann Ghia, но и рабочий объем двигателя и его мощность (параллельно с выпуском более мощных «Жуков»). В 1961 году мощность 1,2-литрового «оппозитника» с воздушным охлаждением увеличилась с 30 до 34 л.с. В 1965 году появился двигатель рабочим объемом 1285 куб. см (40 л.с.), в следующем году — 1,5-литровый мощностью 44 л.с., в 1970 году — мотор рабочим объемом 1564 куб. см (50 л.с.).

В 1968 году в угоду американскому рынку на автомобиль стали устанавливать и автоматическую трансмиссию. Механическая же коробка передач Karmann Ghia считалась очень удачной (первая передача была несинхронизированной до 1961 года).

Сборка купе и кабриолета Karmann Ghia продолжалась вплоть до 1974 года. За это время было выпущено 362 601 купе и 80 877 кабриолетов (по другим данным — 80 899 штук).

Сочетание оригинальной спортивной внешности, качества сборки и невысокой цены пришлось по душе не только немцам, но и американцам, поэтому немало Karmann Ghia было отправлено за океан, где они стали благодатным материалом для постройки ход-родов.

С окончанием выпуска Karmann Ghia производство спортивного «народного автомобиля» в фирме из Оснабрюка не закончилось. Был заключен договор с Porsche на сборку другого оригинального автомобиля — Porsche-914, о котором я постараюсь рассказать в другой раз.

Карманн Гиа Karmann Ghia

К сведению коллекционеров

* Karmann Ghia выпускался не только в Германии. С 1957 по 1960 год его сборка была налажена в… Швейцарии, в городе Шницах (Schnizach). У таких автомобилей на идентификационной кузовной табличке указано, что они собраны в Швейцарии.

* Идентификационная табличка с номером кузова и двигателя находится на правой стенке переднего багажника (ручка для открывания багажника находится в… перчаточном ящичке), на двигателе номер выбит под креплением генератора.

* На состояние кузова Karmann Ghia первых лет выпуска надо обращать особое внимание, так как для его изготовления использовался югославский стальной лист невысокого качества.

* До 1967 года электрооборудование у Karmann Ghia было 6-вольтовое.


Технические характеристики Karmann Ghia 1960 г. в.

Кузов 2-дверный кабриолет
Длина 4140 мм
Ширина 1634 мм
Высота 1330 мм
Колесная база 2400 мм
Колея передняя/задняя 1305/1250 мм
Снаряженная масса 820 кг (450 кг — на задний мост)
Число мест 4
Двигатель Карбюраторный, с воздушным охлаждением
Расположение В заднем свесе
Число и расположение цилиндров 4, оппозитно
Рабочий объем 1192 куб. см
Диаметр цилиндра/ход поршня 77/64 мм
Степень сжатия 6,6
Макс. мощность 30 л. с. при 3400 об/мин
Макс. крутящий момент 7,7 кгс*м при 2000 об/мин
Коробка передач Механическая
Привод На задние колеса
Подвеска передняя/задняя Независимая, торсионная/на качающихся полуосях
Тормоза Барабанные, без вакуумного усилителя
Шины спереди/сзади 5,60-15
Диски 4Jx15
Мин. диаметр поворота 11 м
Макс. скорость 118 км/ч
Емкость топливного бака 40 л

© Александр Ельчищев (Alex Elch)
© Фото: Александр Ельчищев (Alex Elch)

Предлагаю сотрудничество: написание статей, сценариев для телепередач и ютуб-каналов, книг (авторетро) + перевод с французского и английского (авторетро, ТО и ремонт двигателей) + свои архивные фото. Мой телеграм.

alex

Блог Александра Ельчищева

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий