Автопутешествие из Нижегородской области в Республику Коми. Часть 2

Автопробег Саров-Сыктывкар-Коряжма-Саров

Отчет о поездке на ВАЗ 2112 из Сарова в Сыктывкар и обратно

Яранск. На дороге

После Йошкар-Олы пришлось притопить, потому что меня кировские друзья предупредили, что живут они в микрорайоне вне города, и в навигаторе их нет. На их микрорайон есть обозначеный съезд с развязки, но надо было успеть до темноты без навигатора проехать несколько неочевидных поворотов, поэтому гнал я как мог, благо дорога перед Кировом была очень хорошая и позволяла это. С последними отблесками света, отражаемыми облаками от солнца, уже ушедшего за горизонт, я триумфально въехал во владения моих друзей-собайкальцев-кировчан, у которых с комфортом заночевал, а утром они показали мне город.

Отчет о поездке на ВАЗ 2112 из Сарова в Сыктывкар и обратно

Монастырь в Кирове

Киров, если задаться целью сделать его туристически и ландшафтно интересным, требует вложений, но это возможно, все данные для этого есть. Вид на реку Вятка с набережной очень красивый. Самое знаменитое и красивое здание города — это здание ФСБ, являющееся грандиозным готическим особняком дореволюционного пароходного босса. Набережная на высоком берегу, что-то пытались с ней делать, освежили примыкающий к ней сад, но до завершения работы еще очень много. Еще надо обязательно что-то сделать с руинами под набережной. Местный «Арбат» — пешеходная улица с брусчаткой и фонарями, как положено, но длиной… метров 200. Также к достопримечательностям относится парк с системой прудов и зданием диорамы, посвященной революционному движению (вот там, судя по магнитикам, летом, когда вся зелень, потрясающе красиво), Дымковская слобода, где производят дымковскую игрушку, несколько старых церквей, монастырь.

После осмотра Кирова, я выстрелил на Сыктывкар. На пути есть участок извечно плохой дороги – участок «Юрья-Мураши». По словам местных, его чинят уже лет 30, и вроде бы стараются… но ничего не меняется. Около стелы «Республика Коми» кончилась в телефоне карта Приволжского федерального округа, пришлось, помимо фотографирования стелы, включать ноутбук и подсовывать телефону следующую карту. Через некоторое время я въехал в Сыктывкар (прошел дождик и была обалденная, пожалуй, лучшая по качеству виденная мной радуга) и заночевал в очень хорошей гостинице.

Отчет о поездке на ВАЗ 2112 из Сарова в Сыктывкар и обратно

Сыктывкар. Пожарная каланча

На следующий день я отправился гулять. Сыктывкар — город, лишенный финно-угорского шика Саранска и Йошкар-Олы, но его отличительная черта — он на каждой табличке подчеркивает две вещи — что он столица не чего-нибудь там, а национальной автономии, и что коми — это прилагательное («коми композитор», «центр коми культуры» и т.п.). Исторический центр, как таковой, не обнаружен – город современный. Музей коми истории и коми культуры, в который я очень хотел попасть, был, к сожалению, закрыт. Оттолкнувшись от этой точки моего путешествия, как ото дна, я начал всплытие – путь домой.

Отчет о поездке на ВАЗ 2112 из Сарова в Сыктывкар и обратно

Я уже упоминал, что навигатора у меня нет, а езжу я по Навителу, загруженному в телефон. Для этого у меня есть какие-то кусочные карты по федеральным округам. Так вот, когда я набирал около гостиницы в Сыктывкаре название следующего пункта «Коряжма», то столкнулся с проблемой, которую очень быстро идентифицировал как отсутствие у меня в картах для телефона Архангельской и Вологодской областей как явления. Ну не знал, что их нет – раньше-то там не бывал. Автопутешественник я начинающий, причем новой генерации – без электронных помощников не ездок. Так верите ли, я несколько десятков секунд раздумывал – бросаться ли в бой через юг Русского Севера без навигатора, или тихонько вернуться по своим следам. Но решился ехать по программе-максимум, убедив себя чем: наши отцы ездили по указателям и атласу, неужто я полный дундук, что не проеду до Костромской области по отцовским заветам, указателям и по единственной, скорее всего, дороге, а уж там глядишь и Навител заработает?

Отчет о поездке на ВАЗ 2112 из Сарова в Сыктывкар и обратно

Памятник коми букве

Перед отъездом я заехал на ж/д вокзал Сыктывкара и поинтересовался у бомбил, реально ли сейчас проехать на Коряжму на легковушке. Сначала был получен четкий ответ «нет, там понтон еще не наплавили», но в процессе дальнейшей беседы оказалось, что можно проехать «в объезд через Широкий Прилук», а это и был тот маршрут, который я рассматривал для себя. Где там должен быть понтон, я не уяснил, но видимо, когда он есть, то появляется какой-то короткий путь. Поворот с трассы «Вятка» на Коряжму не совсем очевиден – на указателе написано как раз «Широкий Прилук», и догадаться, что поворачивая на эту деревню, на самом деле попадаешь на трансобластную дорогу, ведущую из Коми в Архангельскую и Вологодскую область, не так уж просто. Уже встав на эту трассу, начинаешь видеть указатели типа «Котлас – 228 км». На самом деле, дорога эта проходит по т.н. Вилегодскому краю – здесь протекает река Виледь, центр региона – с.Ильино-Подомское, первое упоминание о котором датируется 1379 годом в летописи о проповеднике Стефане Пермском. Оно древнее Архангельска. Но, к сожалению, ощущения, что я еду по кондовому Русскому Северу, так чтобы церкви без единого гвоздя и прочее деревянное зодчество, не было. Попадалась какая-то самая обычная населенка, лесопилки. Бросалось в глаза обилие Дастеров – там это очень популярная машина. Асфальт кончился очень вскоре после стелы «Архангельская область», и пошла довольно недурная грунтовка, а изучая впоследствии карты, я начал подозревать, что ехал хоть и по главной и вроде как по единственной дороге, но задача, похоже, имела не единственное решение и главная дорога вела меня не по лучшему из них. Я ехал Широкий Прилук – Гришинская – Павловск – Быково – Пологи и в Ильино-Подомском переезжал через мост через р.Виледь, а надо было, похоже, переезжать на правый берег или на Дресвянку, или в Павловске и ехать по правому берегу, где Вилегодск, Дьяконово, Подомо, Воронцово. В атласе эта дорога нарисована более жирным шрифтом и, возможно, лучше. Павловск я пропорол по главной, но судя по сохранившемуся видео с регистратора, там было 2 отворота направо, которые с одинаковым успехом привели бы меня к мосту. Первый же мост в Дресвянку, видимо, надо знать – судя по спутниковым картам, на него ведет вообще какая-то просека. Но зато я доказал, что левый берег проезжаемый. Про правый у меня, соответственно, информации нет. Проехал и ладно, что уж теперь! Перед Ильино-Подомским встретилась деревня под названием Мокрая Горка. Она, по-видимому, основана автомобилистами, которые не смогли въехать на мокрую горку, осели около нее и стали жить, назвав деревню в честь причины своей оседлости. Юмор в том, что никакой горки в этом месте нет.

Отчет о поездке на ВАЗ 2112 из Сарова в Сыктывкар и обратно Коряжма

Отчет о поездке на ВАЗ 2112 из Сарова в Сыктывкар и обратно

Храмовый комплекс Коряжмы

И вот она, та самая Коряжма, манящее название с редко открываемых страниц атласа. Датой основания Коряжмы принято считать 1535 год, который указан в летописи города Сольвычегодска как год основания монахом Павло-Обнорского монастыря Лонгином обители Николо-Коряжемского монастыря. Невзирая на древность, абсолютно современный советский город при бумкомбинате. Единственная достопримечательность — это храмовый комплекс, который только и снимают на магнитики. При этом на некоторых магнитиках фотограф берет в ракурс статую ангела с четырехконечным крестом, находящуюся где-то в монастыре. Оказавшись около нее, я обнаружил, что это надгробие какого-то духовного лица. Т.е. Коряжма — единственный, наверно, город в России, где на магнитики снимают… могилу. В «серебряное кольцо России» (Русский Север) Коряжма, к сожалению, не просится. Население 40 тысяч человек. Протекает река Вычегда, есть какая-то знаменитая кедровая роща, мимо которой я, как оказалось, ехал в монастырь, но она не выглядела чем-то особенным и фотографий или видео не сохранилось. В Коряжме я заночевал в гостинице, и двинул дальше.

Кто еще поедет этими краями, пусть лучше знает, что правильный поворот на Вел. Устюг — после указателя перед/в Красавино, а не рядом с ним. Если повернуть на радостях на новую прекрасную дорогу, ту что рядом с указателем, то по ней попадешь в демотивирующий квазитупик около ж/д станции Красавино. Там после будки начальника станции хорошая автодорога превращается во что-то жуткое. Я туда не поехал, не смог поверить, что это дорога межобластного значения (хотя это Россия и это могло быть правдой). Предчувствия не обманули. Это не та дорога, но ошибаются многие. Начальница станции отвечала заученными фразами, отлично зная, как, где и какой стоит указатель и как мне следовало его понимать. Я понял так, что я сильно не первый и уж точно не последний. Интересно, какой процент попытались ничего не спрашивая прорываться дальше.

Отчет о поездке на ВАЗ 2112 из Сарова в Сыктывкар и обратно

Великий Устюг

И вот он, Великий Устюг, вотчина Деда Мороза. Что касается некого «духа Русского Севера», то вот там он присутствует в куда больше мере, чем в Сыктывкаре или Коряжме. Там много красивой храмовой архитектуры, на главной площади стоит памятник знаменитому уроженцу Семену Дежневу (вообще, что интересно, Великий Устюг является родиной целого ряда русских землепроходцев – видимо, поморские гены устюжан, в сочетании с удаленностью Устюга от Белого моря, Новой Земли и Груманта, гнали их развеивать поморскую тоску на восточную оконечность Евразии). На реке я наблюдал непонятное мне явление – на берег был навален ломанный лед. Река была чистой ото льда, а лёд навален хаотично, выглядело это так, словно по реке прошел ледокол и каким-то образом свёз лёд на один берег. На наших реках я такого не видал, явление осталось мне непонятным.

Отчет о поездке на ВАЗ 2112 из Сарова в Сыктывкар и обратно

Разлив р.Вычегды

Да, кстати, про реки. Рек я проезжал очень много – Ветлуга, Сухона, Виледь, Северная Двина, Вычегда… Оказалось неожиданным то, что реки Русского Севера оказались все, как одна, могучие и огромные, может и поменьше масштабом, чем великие реки Сибири, но уж точно несравнимые с речушками средней полосы России, при том, что кроме Сев.Двины, мы и названий-то таких не слыхали. Вот как раз перед мостом через Сухону, по которому я покидал Великий Устюг, есть указатель «Вотчина Деда Мороза – 8 км». Я туда не поехал, хотя, как слышал, работает она круглогодично, просто летом Дед Мороз ходит в русской расписной рубахе.

Автопробег Саров-Сыктывкар-Коряжма-СаровАндрей Бабайкин специально для alex-elch.ru
Фото автора

Продолжение автопутешествия из Нижегородской области в Сыктывкар и обратно
Начало автопутешествия

 

 

alex

Блог Александра Ельчищева

Вам может также понравиться...

комментариев 10

  1. alex:

    >Я уже упоминал, что навигатора у меня нет, а езжу я по Навителу, загруженному в телефон.
    —————
    Я тоже навигатором не пользуюсь. Старая добрая бумажная карта или атлас для человека старой формации как-то привычнее. Уж если по Парижу, Риму, Стокгольму, Хельсинки, Брюсселю, Копенгагену, Монреалю не один раз ездил, Москва и Питер не в счет, то в каком-нибудь Запупинске уж как-нибудь смогу разобраться.
    Вот заводской компас на передней панели мне бы не помешал. Кстати, это не мое больное воображение. В роскошном Chevrolet Tahoe, на котором я ездил по Канаде, был электронный компас. А ведь там был сервис покруче обычного навигатора — сервисная кнопка с живым «навигатором» с приятным женским голосом.
    Наверное, навигатор все же когда-нибудь приобрету, ну а как следующий промежуточный вариант — электронные карты в нетбуке.

  2. alex:

    В путешествиях по Франции со мной всегда был большой атлас французских дорог, подаренный мотопутешественником и коротковолновиком Михаилом Осиповым. Каждый раз, раскрывая этот огромный фолиант с пометками его бывшего владельца, исколесившего всю Европу и мечтавшего о кругосветке, вспоминал Михаила. Удивительный был человек. Очень жаль, что его уже нет с нами.

  3. babaykin:

    >>Я уже упоминал, что навигатора у меня нет, а езжу я по Навителу, загруженному в телефон.
    —————
    >Я тоже навигатором не пользуюсь.

    Аналогия неверна, я _пользуюсь_ навигатором, просто у меня нет отдельного гаджета, у меня телефон тянет тот же самый Навител, поэтому нет нужды в отдельном приборе. Совсем навовсе по атласу я недалеко уеду. В первом же крупном городе без навигатора просто запаркую машину где-нибудь, вызвоню эвакуатор и попрошу меня вывезти за город и поставить на трассу на 4 колеса 🙂 Дешевле выйдет 🙂 Шутка, конечно… но не совсем шутка 🙂 Если бы мне на участке, по которому у меня не было карт, пришлось бы проезжать незнакомые города с населением хотя бы полмиллиона человек, я бы без навигатора не сунулся. Люди с топографическим кретинизмом, как я, тоже имеют право на жизнь, для нас навигатор — благо.

  4. babaykin:

    > но в процессе дальнейшей беседы оказалось, что можно проехать «в объезд через Широкий Прилук», а это и был тот маршрут, который я рассматривал для себя.

    Вот кстати такой момент. При подготовке автопутешествия нужно учитывать, что местные могут называть какой-то участок автодороги не так, как ты его называешь для себя. Участок между трассой «Вятка» и Коряжмой я при подготовке к пробегу называл «Куратово-Коряжма», по названиям, соответственно, первой деревни на этой дороге судя по моему атласу, и заманчивому, притягательному названию узлового пункта. Как выяснилось уже постфактум, местные не знают никаких Куратовых; Коряжма для них всего лишь городок, где можно попросить водителя маршрутки высадить на остановке, а вообще эта дорога называется для них «Сыктывкар-Котлас через Широкий Прилук». Именно такие поисковые запросы в Яндексе дают несравненно более релевантные ответы и полезную информацию о дороге, чем то, что вбивал я в поисковую строку, руководствуясь своими романтическими почерпываниями из атласа. Если меня читает земляк, то это все равно, что при желании найти информацию о трассе Дивеево-Арзамас, например, упрямо вбивать в поисковик «трасса Осиновка-2-й участок свх.Шатовский». Она вроде и та же трасса, но назвать ее именно так может только извращенная фантазия неместного жителя 🙂

  5. babaykin:

    > изучая впоследствии карты, я начал подозревать, что ехал хоть и по главной и вроде как по единственной дороге, но задача, похоже, имела не единственное решение и главная дорога вела меня не по лучшему из них. Я ехал Широкий Прилук – Гришинская – Павловск – Быково – Пологи и в Ильино-Подомском переезжал через мост через р.Виледь, а надо было, похоже, переезжать на правый берег или на Дресвянку, или в Павловске и ехать по правому берегу, где Вилегодск, Дьяконово, Подомо, Воронцово. В атласе эта дорога нарисована более жирным шрифтом и, возможно, лучше.

    С момента написания статьи появилась новая информация. По моим следам в Устюг съездили кировчане. И вот какой текст мне был прислан по поводу правого берега Виледи:
    ——————
    «В ту сторону — по твоему маршруту через Мураши, Коряжму (дорога — жуть, вся ремонтируется, пилили на два часа дольше расчетного времени). Там, где ты говорил мост через речку — свернули на мост и ехали по параллельной дороге, но она тоже в стадии ремонта, пылища ужасная, и обогнать невозможно — сплошные повороты. ))) а обратно поехали через Шарью. Там даже ужасы дороги в Костромской области показались раем по сравнению с Коми )))
    —————-
    Так что думайте. Я лично в своей жизни НИЧЕГО хуже шарьинской дороги не видал. Если правый берег Виледи ЕЩЕ хуже, то ничего там делать.

  6. babaykin:

    > На реке я наблюдал непонятное мне явление – на берег был навален ломанный лед. Река была чистой ото льда, а лёд навален хаотично, выглядело это так, словно по реке прошел ледокол и каким-то образом свёз лёд на один берег. На наших реках я такого не видал, явление осталось мне непонятным.

    Вот поэтому, как я ранее писал в байкальской статье, автопутешественник должен напряженно готовиться по всем мыслимым источникам к тому, что ему предстоит увидеть, иначе он и 10% не поймёт, что увидел, а только бензин прокатает и свечи просушит. Оказывается, я, бывший в Устюге на майские праздники, попал именно в то время, когда на реке Сухоне реализуется уникальный ледовый режим. Река вскрывается, начинается ледоход, но Северная Двина, в которую она впадает, река более северная, вскрывается позже, получается пробка… и возникает обратное течение на Сухоне! Отсюда и груды льда (ему некуда деваться, его река, напирающая с двух сторон, сваливает в кучу), и, как выяснилось, периодическое подтопление Устюга до 2-го этажа. То есть я наблюдал последствия уникального гидрологического явления, случайно оказавшись там в нужное время, удивился, приметил глазом, но… не был готов теоретически.
    Готовьтесь к автопутешествиям заранее!

  7. alex:

    Спасибо, Андрей, за очень полезные комментарии!
    Насчет льда очень интересно. Про дороги тоже.
    Абсолютно согласен, что к путешествию надо готовиться заранее. У меня была статья в журнале про «событийный туризм». Посмотрю в блоге, если нет, выложу.
    Желаю удачи в автопутешествиях!

    P.S.
    Кажется и здесь писал, что приехав в Мюлуз (Франция), мы случайно узнали, что завтра здесь будет старт кругосветки на Bugatti. Пришлось делать лишние 1000 км и приезжать на следующий день. Одно нас извиняет, что об этом старте особо в местных СМИ не трубили.

  8. babaykin:

    И еще про Великий Устюг. Кировчане брали там экскурсию. И рассказали им удивительное. Устюг, как я написал в предыдущем комментарии, периодически подтапливается рекой. В какое-то давнее время Дымковскую слободу под Кировом, где производят известную дымковскую игрушку, основали выходцы из Устюга. Так они выбрали для заселения точно такую же хронически затапливаемую до второго этажа местность — низменный берег Вятки. И эта слобода считается очень престижной, земля там стоит дорого, жители свой затапливаемый край не покинут никогда ради противоположного, высокого берега реки. Вот что же это за планида такая у дымковчан, что они столетиями сознательно выбирают себе для жизни именно затапливаемые поймы разных, далеких друг от друга рек? О, Россия и ее парадоксы!

  9. babaykin:

    Я после истории о дымковчанах чуть лучше понял «Женщину в песках» Кобо Абэ, кстати.

  10. alex:

    Спасибо, Андрей. Познавательно.
    Меня всегда удивляло неистребимое желание нашего народа построиться в низине у воды — реки, моря. А потом удивляемся подтоплениям домов.
    Живешь в низине — строй на сваях, это даже папуасы знают.

    Пример надо брать с крымских татар — все дома на холмах, горках. Даже сады.
    Я говорю о довоенных постройках на Южном берегу Крыма. А наши как приехали в Крым после войны, сильно удивлялись, что место у речушек (ручейков в их понимании) не занято, и татарские дома черте где наверху. Построились, ну и смыло их в первую же весну. После таяния снега ручейки превратились в мощные потоки.
    Я сам видел как искорежило довольно высоко расположенный над «ручейком» металлический мост в Алуште после паводка. Поэтому никогда не назову ручьями, как приезжие, крымские речки.

    Помню, по ТВ показывали, как тетка купила дорого дом у речушки где-то под Сочи, а его весной смыло напрочь. Ну так соображать надо. И уважать эти «ручейки». И подальше от них держаться.

Добавить комментарий