Что надо возить с собой зимой в автомобиле?

Запасливый нужды не терпит

ВОПРОС. Только что сдал на права. Хотел бы узнать, что нужно возить в машине в холодный период года?

Чтобы ответ был более наглядным, кроме общих рекомендаций расскажу, что я вожу с собой зимой в машине и что возят с собой мои знакомые.

Борьба со снегом
Итак, в багажнике у меня лежит лопата. Не садовая, а укороченный вариант БСЛ (большой саперной лопаты). Она лежит поперек и места в моем ВАЗ-2112 почти не занимает. Раньше, когда я ездил на “шестерке”, она меня здорово выручала. Сейчас практически ею не пользуюсь, но знаю, что если зароюсь в глубокий спрессованный снег в неочищенном дворе (а в Нижнем это практически каждый двор, даже перед самыми престижными домами) или на подступах к своему гаражу, то выберусь без проблем.

Несколько раз в этом году одалживал свою лопату водителям буксовавших “Волг”, ее наличие в моей машине вызывало у них сначала легкое недоумение, а потом горячую благодарность. Интересно было бы посмотреть на их реакцию, если бы мой приятель, который ездит на тюнингованной “одиннадцатой”, достал из багажника кроме лопаты еще и мешочек с песком…
Совсем не лишними будут щетка и пластиковый скребок для очистки стекол от снега после стоянки, а также тряпки — суконные и замшевые — для протирания стекол и фар.

Зимняя “химия”

Из автохимии после одного незабываемого случая я вожу с собой 5-литровую канистру с тосолом, большой запас незамерзающей жидкости, ведь бачков омывателей в моей машине два — для переднего и заднего стекол, а также небольшой флакон с моющим средством для стекол. Раньше в “шестерке” перед капремонтом двигателя возил для доливки и моторное масло, но сейчас беру его с собой для страховки только в дальние поездки.

Чтобы вся эта “химия” не каталась по багажнику и не занимала много места, я держу ее в ящичке в углу багажника.
Еще бы посоветовал вам иметь какой-нибудь спрей для размораживания дверных замков, потому что последние зимы отличаются большими перепадами суточных температур, и оттаявшие в оттепель дверные и гаражные замки намертво прихватывает морозом. Добавлю, что оживить замерзший замок можно нагрев ключ, и только для этих целей в моей непрокуренной машине валяется зажигалка.

Сейчас, при массовом распространении на автомобилях центральных замков (их даже на “копейки” владельцы ставят), кажется, что необходимость в этих средствах отпала: нажал на кнопку — и двери открыты. Но это легкомыслие у вас пройдет после первого случая, когда сядет аккумулятор.

Если у вас “классика”, то советую иметь средство для вытеснения влаги из изоляции высоковольтных проводов, крышки распределителя и катушки зажигания — в оттепель отсыревшие элементы “классической” системы зажигания очень капризны. А если хотите иметь гарантию, что заведете двигатель при любом морозе (разумеется, при заряженном аккумуляторе и исправном стартере), то приобретите и положите в машину какое-нибудь заморский спрей с легкоиспаряющимся топливом. Настанет такой неприятный момент, а вы во всеоружии: снимите крышку воздушного фильтра, пшикнете в карбюратор это средство — и мотору ничего не останется, как завестись.

Тара
Не раз вам может пригодиться припасенная заранее парочка пустых пластиковых бутылок. Из них всегда можно сделать воронку для долива “незамезайки”, тосола, масла или бензина.
Но если у вас ВАЗ “десятого” семейства с 16-клапанным двигателем, то обычные лимонадные бутылки в качестве воронки для залива в бак бензина из канистры или автохимии вам не подойдут — в нем узкая заливная горловина. Для этих целей надо подобрать какую-нибудь хитрую пластиковую тару или купить специальную воронку.
Неплохо иметь в багажнике канистру для бензина, обязательно металлическую — пластиковые электризуются, а значит, опасны.

Канистра, на мой взгляд, должна быть не обычная, высокая, рассчитанная на двадцать литров — ее очень трудно зафиксировать в полупустом багажнике, а литров на пять, для устойчивости выполненная в “лежачем” варианте. Она пригодится для того, чтобы иметь НЗ во время дальней поездки и чтобы было куда налить бензин, если с вами случился стандартный казус — неожиданно закончился бензин.
Попасть в дурацкую ситуацию, когда автомобиль неожиданно встает как вкопанный, может любой автовладелец из-за “точности” показаний наших указателей уровня топлива и слишком широкого диапазона срабатывания сигнальной лампочки. Несколько раз я останавливался перед такими голосующими горемыками, а у них в руках были грязные, подобранные на дороге пластиковые бутылки или вообще никакой тары не было (еще раз напомню, что для “шестнадцатиклапанников” в такой ситуации нужна специальная узкая воронка), я уже не говорю про шланг для откачки бензина.

Для того чтобы не попасть в подобную ситуацию, я, когда ездил на “классике”, возил с собой щуп (деревянную рейку с делениями — ее чертеж, предложенный одним бывалым водителем, когда-то публиковался в журнале “За рулем”) и при малейшем сомнении в показаниях датчика уровня топлива опускал его в бак.

Для шиномонтажа
Проколоть колесо на наших дорогах пара пустяков. Зимой обычная в практике автомобилиста работа по замене колеса сопряжена с большим риском, чем в теплое время года. Поэтому кроме колесного ключа, надежного домкрата и насоса надо иметь упоры (башмаки) под колеса и крепкий кусок березовой доски-“пятидесятки” (домкрат без такой подставки под весом машины может провалиться в снег или соскользнуть).

Все это у меня лежит в багажнике, а в пепельнице — вентиль для бескамерной шины (из горького опыта знаю, что не в каждом шиномонтаже его можно приобрести), золотник, пара колпачков, которые так и норовят потеряться при проверке давления в шинах, а без них резьба вентиля и золотник начинают корродировать.
Несмотря на то что на моем насосе установлен манометр, я проверяю давление отдельным манометром. Перепробовав несколько экзотичных импортных средств, остановился на отечественном, с черным пластиковым корпусом и металлической трубкой. Он прочен и точен.
Что еще нужно? Перчатки, ведь зимой грязной работы по обслуживанию автомобиля хватает.

Инструмент и приспособления
Зимой при пуске двигателя залитые бензином свечи — обычное явление. Для просушки приходится их выворачивать, поэтому в это время года свечной ключ всегда должен быть по рукой. Желательно не штатный, а удобный фирменный, с шарнирным креплением головки.
Особенно наличие свечного ключа в машине надо проверить недавно севшим за руль водителям автомобилей с шестнадцатиклапанными двигателями. Ключ для таких моторов специальный — длинный и узкий. Я бы не упоминал о такой банальности, если бы два раза не сталкивался с водителями, у которых двигатель на морозе не заводился, а свечного 16-миллиметрового ключа с собой не было.
Кроме обычного набора инструмента владельцу “классики” можно посоветовать иметь в машине короткую тонкую отвертку для регулировки холостого хода карбюратора.
Зимой неплохо иметь в автомобиле провода для “прикуривания” от другого аккумулятора, желательно с медной жилой большого сечения и надежными зажимами-“крокодилами”. Но такое средство я могу рекомендовать владельцам не перегруженных электроникой автомобилей. В моей машине таких проводов нет, потому что я опасаюсь давать “прикурить” системе электронного впрыска топлива (после того, как Париже сел аккумулятор, мнение переменил — только прикуривать надо правильно, не соединять парами клеммы аккумулятора, один провод пускать через массу автомобиля).

Всякая всячина
Что еще я вожу в машине? Предохранители, рассчитанные на разную силу тока, пару лампочек для фар (не хочется присоединиться к большому количеству “одноглазых” на вечерних дорогах), иголку для регулировки сопел форсунок омывателей, которые с завидной периодичностью меняют “угол обстрела” и начинают поливать не стекло, а крышу; винтики, шайбочки, саморезы… В бардачке — переноска.
Раньше, когда ездил на “классике”, возил уголек, контакты, конденсатор и лампу-пробник, а до того как поставил на переднюю панель питерский диагностический прибор “Электроника АИ 01”, показывающий обороты двигателя, напряжение в бортовой сети и угол замкнутого состояния контактов, в моем бардачке лежал компактный автомобильный тестер.

У запасливых друзей, ездящих на “классике”, не раз видел еще крышку прерывателя-распределителя (в просторечии — трамблера), бегунок и катушку зажигания, а у владельцев переднеприводных ВАЗов — коммутаторы (но то время, кажется, прошло: надежность коммутаторов повысилась, да и купить их теперь можно в любом месте).

Конечно, если вы ездите только в городе и только в светлое время суток, то часть рекомендаций вам не понадобится. Но тем, кто живет в области и совершает дальние всепогодные поездки, лучше иметь в своей машине некий стратегический запас, ведь, согласно русской поговорке, запасливый нужды не терпит.

Александр ЕЛЬЧИЩЕВ
Фото фирм-производителей
2004 г.

alex

Блог Александра Ельчищева

Вам может также понравиться...

комментариев 7

  1. Сергей:

    Интересная статейка! У меня 14-ка. Особенно актуальны провода для “прикуривания” с крокодильчиками, лопата, лампочки и тосол. Всем автолюбителям удачи на дорогах.

  2. alex:

    >Особенно актуальны провода для “прикуривания” с крокодильчиками…
    ——
    Еще как актуальны! Расскажу как-нибудь, как у меня сел аккумулятор в Париже, а проводов не было. И время было неудачное — поздний вечер, почти ночь, а впереди выходные. Пришлось побегать. Причем провода там оказались по цене нового аккумулятора!
    В последнюю поездку в Краснодарский край взял собой дополнительный новый аккумулятор и зарядное устройство. Вез инвалида — рисковать было нельзя.

  3. alex:

    В общем, после того, как Париже сел аккумулятор, мнение переменил насчет проводов. Только пользоваться ими надо очень аккуратно, контакт должны быть надежным, никаких прерывистых подсоединений, чтобы не вывести пульсациями тока электронные мозги. Ну и искрения под капотом совершенно не нужно… И прикуривать надо правильно: не соединять обоими проводами клеммы аккумуляторов, а один провод подсоединять к массе самого автомобиля на некотором расстоянии от аккумулятора.

  4. babaykin:

    Зимний набор джентльмена таков:
    1. Лопата. Маленькая складная лопатка из трех частей в матерчатом футляре, которая продается в любом магазине вплоть до Спара, тоже подойдет в крайнем случае, но именно в крайнем. Такую лопату приятно получить в подарок от девушки на 23 февраля, и она хорошо смотрится в чистом незахламленном багажнике и успокаивает своим присутствием, и ею даже можно подкопаться, когда сел «по-городскому», т.е. не сильно, а вот выкопать себя из кювета нужен все-таки инструмент. Можно положить в багажник короткую саперную лопату, или укороченную обычную, а еще лучше — совковую.
    2. Щетка со скребком. Щетка — сметать снег, скребок — счищать лед и наморозь. Внимание! При выборе щетки надо брать такую, у которой на одном конце «древка» щетка, а на другом — скребок. Ей удобно работать. Бывают щетки, у которых и щетина и скребок на одном конце. Конструктор, который это придумал, явно не автомобилист, потому что происходит следующее: при обметании машины, скребок, венчающий щетку, норовит коснуться машины и поцарапать ЛКП. Еще важный момент: бывают бесснежные морозы, когда по утрам стекла в инее, а снега нет и дороги сухие. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ нельзя в этом случае прибегать к скребку! Ибо сухая дорога означает, что под инеем у Вас на стекле есть обычная дорожная пыль. Когда Вы эту корку начинаете наяривать скребком, пыль сия, обладающая абразивными свойствами, исцарапает Вам все стекло. Даже на ВАЗе с прочными борскими стеклами этот эффект легко достижим, а уж нежные иномарочные стекла изуродуете так, что мама не горюй. А каков же выход? Про это пункт 3.
    3. Садовый пульверизатор с зимней омывайкой. Применяется для разбрызгивания по заиндевевшим стеклам. Незамерзайка растворяет лёд, и через несколько десятков секунд синеватую жижу можно без малейшего вреда для нежных иномарочных стекол смести щеткой. В случае, описанном в пункте 2, при инее на стеклах в сухую погоду, этот способ очистки стекол является вообще единственным допустимым.
    4. Жидкость WD-40. Это универсальнейшая жижа, обладающая смазывающими, водоотталкивающими и антизамораживающими свойствами. Нет ничего лучше, чем выйдя во двор после ночи дождя при -1 по Цельсию, когда машины покрыты коркой льда и незадачливые автомобилисты кто-то руками и зажигалками отогревает забитую льдом личинку замка, кто-то дергает через силу примерзшую дверь, а Вы подходите и спокойненько открываете дверь и едете — потому что еще вчера брызнули «вэдэшкой» в замок и обрызгали резинки по контуру двери. С «вэдэшкой» в машине, если не будете забывать ее применять, у вас никогда ничего не примерзнет, а она еще и экспресс-смазка для трущихся частей, которые почему-то, когда не надо, закисли друг на друге, начали цепляться и закусываться. Я слышал клеветническое измышление, что армия США терпит убытки из-за того, что бойцы, вместо того чтобы чинить неисправности в технике, просто заливают проблемный узел WD-40, чтобы оно хоть наперекосяк, но крутилось еще какое-то время. Очень правдоподобно 🙂
    5. Запас незамерзайки. Зимой на трассе она уходит литрами — потому что с дороги летит грязь.
    6. Литровочка тосола или другого Вашего конкретного антифриза. Зимой Вы вдруг можете ощутить, что в машине холодно. В простых случаях это лечится доливанием тосола до необходимого уровня. А вот если тосол на уровне, а из печки дует чуть теплым воздухом, да и указатель температуры ОХ, сколько ни езди, мается в районе 70 градусов, даже на стоячей машине не доходя до 90 — это Вас русская зима гонит на замену термостата, который, возможно, был у Вас неисправен все лето, просто нужна зима, чтобы это понять. Каждые первые морозы на каждом СТО выстраиваются очереди из незадачливых автомобилистов с этой проблемой, а из магазинов пропадают термостаты и в особенности прокладки на них. Мой совет вазоводам: купите эту самую прокладку за 5 рублей впрок. Сам термостат не надо иметь в запасе, чтобы валялся, ибо он даже на ВАЗ стоит не совсем копейки, рублей 450-600, будет надо — побегаете — найдёте, а вот грошовые прокладки в сезон — вещь неожиданно дефицитная. Пускай будет.
    7. Комплект свечей и свечной ключ. Будет надо — ногами побежите за свечами по мороцу! А так — есть при себе.
    8. Термос-кружка. Зачем? Во-первых, в машине ДОЛЖЕН быть стакан на всякий случай 🙂 Во-вторых, электроника не любит мороз, а в машине порой надо по ситуации оставить какие-то гаджеты — телефон, гарнитуру, регистратор… Лучше оставить их в термокружке, тогда нежные экраны китайских гаджетов не так замерзнут, а еще кружка сработает как органайзер пространства в бардачке — вся электроника будет знать свое общее место.

    Вещи, которые нужны и летом и зимой, такие как домкрат с дощечкой-подложкой, насос и пр., к «зимнему набору джентльмена» относить не будем.

    В статье упомянута канистра бензина. Одно время я был ярым канистроманом. Возил, бывало, даже две канистры, на 20 и 10 литров, но правда, привычка эта у меня появилась от того, что у меня в городе бензин традиционно стоит дороже на 2-3 рубля, чем в окрестностях. Заправляя бак и 30 литров сверх, я выгадывал рублей 150. Они лишние что ли? И опять же, бывает, что бензин кончается, когда на заправку ехать не с руки, некогда. Кончилось, правда, дело тем, что 10 литров бензина у меня в багажнике разлилось. Духан стоял долго, и канистры я возить перестал. Также поучительным оказался опыт поездок на мегадальняки — на Байкал, в Коми АССР. Проблем с бензином на проезжих дорогах не было выявлено, канистра ни разу не доставалась, в Коми я ее уже не брал. Иметь канистру я могу посоветовать тем, у кого на районе орудуют сливщики бензина — если Вы зальете 20 л себе в бак, то это той же ночью уйдет чужому дяде, а если в канистру, то иди-ка слей, а когда надо — залил и поехал.

    А вообще, идеальный багажник — пустой багажник. Терпеть не могу, когда в машине у кого-то разведен хавозник — салон забит каким-то хламом, в багажнике тоже хлам и всё навалом… Машина должна быть пустая. У ВАЗ 2112 под ковриком багажника есть две емкости по бокам и слот для запаски. Так вот, этих двух емкостей, плюс внутренней полости запасного колеса и места вокруг него, абсолютно достаточно для размещения всех реально нужных автопредметов, включая самые минимальные инструменты. Огнетушитель я, кстати, не вожу — горящий моторный отсек им не потушишь, а уроненный бычок не подожжет ничего того, чего нельзя затушить ногой или ближайшей полторашкой. В салоне у меня только щетка-скребок, в багажнике, на виду — только лопата, я бы и ее спрятал, да некуда. Мелочи типа «вэдэшки», ножа, отвертки и свечек считаю допустимым хранить в карманах дверей, откуда их можно быстро выхватить. Крестообразный баллонник уютно и незаметно живёт под пассажирским сиденьем. Бардачок, название которому дало то, что и как в нём зачастую творится, у меня содержит только термокружку из пункта 8 и футляр с солнечными очками.
    Как-то так.

  5. babaykin:

    Как же я забыл-то?
    9. Трос!
    Зимой без троса машину заводить и куда-то ехать — это порискованней чем без лопаты!
    Потому что не из всякой засады вы себя выкопаете даже лучшей лопатой в мире, а вот дернуть разок газелью или пазиком может стоить пары часов орудования лопатой. Вот только первый вопрос, который задаст вам остановившийся около вашей беды газелист, будет звучать так: «Улетел, братиш? Бывает. Веревка есть?» Веревка — это трос. Я как-то раз в пору снегопадов поехал в соседний город лесной дорогой, и заметил в кювете улетевшую Ниву. Собралось 4 машины помогальщиков. На 4 машины нашлось 1 (один) трос и 2 (две) лопаты, из них полный комплект самых, подчеркиваю, необходимых зимних предметов, без которых вообще нельзя выезжать со двора, оказался только у меня (а если быть точным, то даже не у меня, а у дамы, чью машину я перегонял и чей комплект автоаксессуаров сложился не без моего благотворного влияния и явно в правильном русле).

  6. alex:

    Трос — это даже не обсуждается, если нет спереди своей лебедки 🙂

  7. alex:

    Садовый пульверизатор с зимней омывайкой — хорошее дополнение.

Добавить комментарий