Автопутешествие из Нижнего Новгорода в Сочи

В этом году наш путь лежал к сузившейся российской части Черного моря, потому что традиционные места отдыха — Крым и Абхазия — стали по разным причинам труднодоступными для наших автомобилистов. Позади остались пять с половиной тысяч километров путешествия из Нижнего Новгорода в Сочи. Они были наполнены неожиданностями, новыми впечатлениями и знакомствами.

Маршрут: Нижний Новгород-Сочи-Нижний Новгород
Автомобиль ВАЗ-2108 (бензин/газ)

ЛИШНЕЕ ЗА БОРТ

Подготовка к любому путешествию — дело серьезное. Перед стартом нужно решить одну из самых сложных задач: как вместить в маленький объем багажника то количество необходимых вещей, без которых, как может показаться, путешествие просто невозможно. Семья из трех человек, впервые отправляясь в дальнюю поездку, заполняет все свободное пространство в автомобиле массой ненужный вещей, о которых с удивлением вспоминают лишь по прибытии домой. Другая крайность — подготовка к дороге людей, для которых автопутешествия столь же привычны, как чашка кофе за завтраком. Они, как правило, берут с собой лишь самое необходимое.

Мы себя не относим ни к первым, ни ко вторым, и потому наша подготовка — это нечто среднее. Одежда и предметы туалета свободно уместились в небольшой спортивной сумке, фотоаппаратура и необходимые корреспонденту принадлежности — еще один маленький саквояж. Наученные горьким опытом предыдущих поездок, когда к концу первого дня пути приходилось выбрасывать испортившиеся продукты, на этот раз мы не взяли с собой ни жареных кур, ни вареной колбасы — только хлеб, овощи и воду. Для легкого завтрака этого достаточно, а основательно пообедать можно в одном из многочисленных придорожных кафе, среди которых встречаются совсем неплохие заведения.

Автомобиль к поездке не готовили совсем, так как считаем, что для исправной машины пробег в 5500 километров — пустяк. Мы взяли с собой несколько лампочек, предохранителей, свечи зажигания, крышку распределителя, флакон тормозной жидкости и набор инструмента — на все случаи все равно не запасешься.

Маршрут выбирали, основываясь на рассказах и советах людей бывалых, знающих дороги южного направления не хуже, чем тропинки в собственном саду. Дорога на Воронеж через Муром, Рязанскую и Тамбовскую области действительно намного свободнее. На ней редко встретишь «фуры» или колонны грузовых тихоходов. Для любителей «одиночного плавания» — это то, что нужно. Высокого качества дорожного покрытия здесь ждать не приходится, достаточно сказать, что где-то в районе Тамбова на одном из колес появилась небольшая «грыжа».

Возвращались мы через Тульскую и Московскую области. Если смотреть по карте, то путь должен был получиться значительно длиннее, но замеры по спидометру показали, что через Каширу — даже ближе. Карта не учитывает массы поворотов, плутаний по незнакомым городам и поселкам, коими изобилует путь через Муром и далее. Трасса через Подмосковье, конечно, более загруженная, но в лучшем состоянии. Движение по ней проблем не вызывает и позволяет постоянно поддерживать высокую скорость. Однако в каждой области свои нюансы.

ВЛАДИМИРСКАЯ
К первому городу соседней области — Мурому — мы добирались какой-то партизанской тропой. У Навашино, где мы искали объездную, увидели сразу за мостом уходящую вправо дорогу с согнутым пополам знаком «Движение запрещено». Переспросили несколько раз у местных жителей, которые в один голос утверждали, что так быстрей доберемся, и решили рискнуть.

Дорога с хорошим покрытием в нескольких местах встретила нас остатками песчаных баррикад, лесной тишиной и прохладой. Внизу заискрилась Ока, на крутом берегу заблестели купола храмов древнерусского города. Нам повезло: неделю назад паромную переправу заменил понтонный мост. Заплатив 10 рублей, остановились на середине разведенного моста — уступали дорогу плавучему крану.


При проезде Мурома надо быть внимательным — объездной нет. Поднявшись от понтонного моста, надо доехать до небольшой площади с круговым движением и повернуть налево на улицу Первомайскую. Дальше надо двигаться «ступенчато»: несколько раз прямо и направо. Указателей почти нет, лучше не полениться спросить дорогу на Меленки или Касимов.

АЗС в этих местах мало, часть из них не работает, редко можно увидеть цены на придорожных щитах.
РЯЗАНСКАЯ
Через три часа с начала путешествия мы оказались в Касимове, не перегруженном указателями для автопутешественников. Пришлось поплутать по его улочкам. После расспросов местных автомобилистов выяснилось, что в город заезжать транзитникам необязательно, надо следовать указателям «Рязань», но вовремя свернуть на Сасово. В конце концов мы так и сделали, но указателей «Сасово», «Щацк» или «Тамбов» не обнаружили. Проехав вереницу мертвых заправок, остановились у щита с надписью «Самара» и после спора на географическую тему последовали в этом направлении.
Незагруженная, с хорошим покрытием дорога привела нас в последний рязанский город на пути к Тамбову — Шацк. Напрасны были наши поиски в этом городе указателя с надписью «Тамбов». Информация ограничивалась лишь табличками «Пенза-Самара» и «Рязань».
У светофора, где вы увидите эти указатели, поверните направо, следуя указателю «Рязань», доедете до поста ДПС и там свернете влево на Моршанск-Тамбов.
За Шацком дорога стала уже, с рваной обочиной, без заправок. Отсутствие разметки настроило часть водителей на минорный лад — езду посередине дороги.

ТАМБОВСКАЯ
За Моршанском дорога пошла еще хуже, выбоины постоянно отдавались ударами в подвеске нашей «девятки», часто приходилось лавировать между валяющимися на дороге обломками досок, выпавшими из грузовиков.
Тамбов обошли справа по «волгоградке» (в сторону Москвы), прошли по ней 15 километров и стали искать неприметный указатель «Мордово» (о том, что его можно не заметить и проскочить, мы узнали заранее от людей бывалых). Наконец в районе виадука выплыл долгожданный указатель, и мы решили отметить сей факт, отдохнув в придорожном кафе (они, кстати, в этом районе большая редкость).
Дегустируя местную «колу», с интересом наблюдали, как на противоположной стороне гаишники на «Ниве» спрятались внутри каменной остановки и благодаря великолепной маскировке чуть ли не каждую минуту отлавливали лихачей. Так что не гоните на радостях, вырвавшись на великолепную бетонку.
В районе Мордово дорога прервалась, указатели направили нас налево в объезд. Потеряв много времени, мы вернулись почти в исходную точку. Тем, кто не хочет плутать, можно посоветовать ехать в Воронеж через Липецк или проверить другой маршрут, которым пользуются некоторые водители: по «волгоградке» почти до Борисоглебска, там сворачивают на Грибановский, затем Елань-Коленовский, Мужичье, Калач и выходят на ростовскую трассу в Богучаре. Таким маневром они обходят вереницы дальнобойщиков, которых много на трассе Воронеж — Ростов-на-Дону.
Отметим, что в Тамбовской области мы почти не видели бензина АИ-95 и не всегда был на АЗС «92-й».

ВОРОНЕЖСКАЯ
На ростовскую трассу мы вышли под Воронежем в районе Новой Усмани. Повернули направо, в сторону областного центра, у поста ДПС и монумента с надписью «400 лет» развернулись и пошли уже на Ростов по трассе М-4.
Не успели как следует порадоваться хорошему 4-рядному шоссе с разделительной полосой, как дорога сузилась до двухрядной. Пошли ремонтные участки с котлованами вместо обочин, полетел из-под колес щедро насыпанный на проезжую часть гравий, начался обгон бесконечных верениц дальнобойных «фур» и легковушек с прицепами.

автопутешествие в сочи из нижнего новгорода

На подъезде к Павловску народ стал заметно выдыхаться и кучковаться по обочинам для подготовки к ночлегу. Этот город является рубежом, до которого доходят за один день машины из Москвы или Нижнего. До него ровно 1000 километров. Мы же решили перевыполнить обычный план и проехать еще верст двести. Грех было не воспользоваться пустеющей на глазах трассой и ослаблением жары.
Одно огорчало: в баке плескались остатки тамбовского бензина, а пополнить его воронежским никак не удавалось. Мы уже все глаза проглядели и несколько раз сворачивали с трассы на АЗС, которые не удосужились выставить щиты с указанием цен и наличия бензина, но все было тщетно. Хотели заправиться АИ-95, но его тоже не было.

Оставалось уже совсем немного до границы Ростовской области, мы уже изрядно перенервничали и готовы были платить по 10 рублей за литр (таким измором и берут автомобилистов, искусственно создавая дефицит, чтобы заставить водителя платить любые деньги, лишь бы не обездвижиться посередине дороги).

На обратном пути Воронеж обошли по приличной 3-рядной объездной. Постепенно забывались строительные кошмары юга области, умиротворяюще действовали на сознание сосны и березы.
«Девяносто второй» бензин, появившийся на мгновение в самом областном центре, за его пределами напрочь исчез. Мы все гадали, как тут передвигаются ростовчане и москвичи, пока не увидели на одной из АЗС следующую жуткую картину: водитель новенькой «девятки» заправлял свою любимицу «семьдесят шестым» бензином. Вопрос, далеко ли он уехал и как на это отреагировал движок, остался открытым. (Может, ситуация с бензином в этом районе в июле-августе изменится, но все же не рискуйте и постарайтесь заправиться «девяносто третьим» до Воронежской области.)

Отчетливо стала заметна тенденция: как только дорога становится лучше и, соответственно, на ней можно разогнаться, так число гаишников с радарами увеличивается В Сочи на автомобиле из Нижнего Новгородана порядок. Имейте в виду, что в Воронежской области радары на каждом шагу. К слову сказать, на этот раз мы отправились в путешествие, как большинство граждан, без антирадара и ни разу за пять с половиной тысяч километров не были задержаны за превышение скоростного режима.

На границе с Липецкой областью остановились у указателя, извещавшего нас о 18-километровом платном участке автомагистрали. Впрочем, те, у кого 5 рублей не лишние, могли проехать по альтернативной дороге той же протяженности.
Мы приготовили деньги, подъехали к пропускному пункту, очень напоминающему французский «Пеаж», но никто не пожелал с нас взять дань, и мы, пожав плечами, продолжили освоение новой для нас дороги. Прокатиться с ветерком не успели — вовремя заметили на разделительной полосе патрульную машину с радаром. Кусочек нормальной дороги быстро кончился, и мы въехали в Липецкую область.

РОСТОВСКАЯ
Первый придорожный плакат извещал, что эта область приветствует дисциплинированных водителей. Нам некогда было размышлять о том, к какой категории мы в данный момент относимся, все мысли были только о бензине. Не радовала даже ровная, без выбоин двухрядная дорога, на которой можно и максимум из «девятки» выжимать.
Наконец-то, словно оазис в пустыне, мы увидели АЗС, на которой был долгожданный «девяносто второй». Боясь, что мираж рассеется, мы несколько раз переспрашивали служащих заправки, действительно ли он есть в наличии. Каковавтопутешествие в сочи из нижнего новгородао же было наше удивление, когда с юга подъехал «Жигуленок» с ростовскими номерами, его водитель посмотрел на цены, фыркнул и сказал, что дальше на трассе заправится. Как мы ни старались, отговорить самонадеянного товарища не смогли. Зато поняли, что в Ростове с бензином у нас не будет проблем.

Заправив под завязку нашу боевую машину, решили дотянуть до Миллерово и там переночевать. Поплутав по городу, нашли наконец на улице Маркса гостиницу «Дружба» с платной стоянкой во дворе. С водой в номере до ночи вышла заминка: народ даже поздно вечером поливал огороды, и напора воды в гостинице не хватало. За это неудобство нам сделали 10-процентную скидку — в итоге мы заплатили сотню за двухместный номер.
Рано утром, обнаружив себя бодрыми и не покусанными комарами, заправили машину еще и газом и продолжили путешествие. (Газовая заправка находится в районе Миллерова: надо свернуть на 858-м километре со стороны Москвы направо и проехать около километра. Работает она с 8.00 до 16.00, но, дважды заправившись на ней, мы убедились, что раньше половины девятого служащие не приходят.)

Вдоль дороги стали появляться верные признаки шахтерского края — терриконы. Трасса оживилась — машин стало намного больше. Каменск-Шахтинский встретил нас пробкой у моста через Северский Донец. Вереница машин уходила вправо — на понтонную переправу, на мост пропускали только автобусы. На обратном пути мы проехали Северский Донец уже по нормальному мосту.

автопутешествие в сочи из нижнего новгорода

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
Начались участки приличной 4-рядной дороги, но резко увеличилось число сидящих в засаде с радарами стражей порядка. Первая кубанская станица на большаке — Кущевская. В ней есть газовая заправка и множество придорожных кафе. Наконец в первый раз нормально пообедали за полторы тысячи километров, заплатив 105 рублей за двоих.автопутешествие в сочи из нижнего новгорода
Заметно приободрившись, продолжили путь по отличной 3-рядной дороге, которая, как и положено нормальной магистрали, проходила вне населенных пунктов. Местные дорожные службы с помощью четкой разметки очень грамотно сделали дорогу попеременно то двухрядной, то однорядной в одну сторону. Это ноу-хау не давало скопиться большому числу машин, и заторов, несмотря на оживленное движение, до Краснодара мы не видели.

Не обошлось без казусов. Ехали, ехали, и вдруг — бац! — перед станицей Октябрьской вместо указателя «Краснодар» или «Ставрополь» появилось напоминание о далекой Махачкале. Через 20 километров в районе станицы Павловской повернули без проблем на Краснодар. (У некоторых автомобилистов проблемы с этим поворотом все же были. На обратном пути, когда мы свернули на дорожку, ведущую в какой-то совхоз, чтобы вытащить внутренности термостата, к нам подъехала машина, и сидящий за рулем отец семейства несколько раз переспрашивал у нас о заветном повороте. Пришлось ему два раза объяснить, что до поворота он еще не доехал.)
Для лучшей ориентировки лучше купить в первом же киоске подробный атлас Краснодарского края (1:200000). С ним проблем у вас будет меньше.

БЕРУТ С ТЕХ, КТО ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ
При подъезде к столице края нам дружно замахала палочками целая ватага мелких вымогателей в камуфляже. Мы подумали, что они СО померить захотят (двигатель нашей «девятки» работал в это время на газу и прошел бы без проблем любую проверку), но у «экологов» кроме полосатых жезлов никаких приборов не было. Взяв с нас налог на въезд в край в размере 10 рублей и очень неохотно выдав квитанцию, бойцы про нас сразу забыли и дружно накинулись на два импортных джипа.
На обратном пути (!) при подъезде к Краснодару нас опять атаковали «зеленые неформалы». На этот раз мы остановились не около них, а проехали метров двести до поста ПДС и поинтересовались, что за «бандиты» орудуют на дороге и должны ли мы останавливаться по их требованию. В ответ нам популярно объяснили, что мы правильно назвали их бандитами. Останавливаться надо, руководствуясь ПДД, только по требованию сотрудников ДПС, а эти вымогатели берут с тех, кто останавливается.

ЖАРА
Краснодарский край встретил нас невыносимой жарой. За горами, у моря, климат намного мягче и приятнее. Пересекать степные просторы под палящими лучами солнца — занятие не для слабых. Защищаемые тонированными стеклами, радуясь потоку даже теплого воздуха, вырывающемуся через распахнутый люк, мы с сочувствием наблюдали за пассажирами автомобилей, лишенных даже таких элементарных, но воистину необходимых атрибутов. Можно только представить, как чувствовали себя люди в жестяной коробке с прозрачными стеклами, часами сжигаемые южным солнцем, когда температура «на припеке» переваливает за 45 градусов. Да что люди — машины не терпят такой жары. На обочинах часто встречаются автомобили с задранными капотами и суетящимися вокруг хозяевами с канистрами в руках — «закипают» машины, как чайники.

Эта же участь постигла на обратном пути и нас. Причина элементарная и для людей с нашим опытом непростительная — перегорел предохранитель, через который подключен вентилятор, гоняющий воздух через радиатор. Перегрев заметили, к сожалению, слишком поздно, когда двигатель стал «звенеть», а на блоке оплавились пластмассовые датчики. Было бы настоящим чудом, если бы такую температуру выдержала прокладка головки блока. Увы, чуда не произошло. Под вечер мы оказались среди степи, лишь приблизительно угадывая место своего нахождения, без всякой надежды оживить мотор.
Привязанный к серьге буксирный трос и наша отчаянная жестикуляция, видимо, ни о чем не говорили несущимся мимо автомобилистам — все были заняты собой и даже не притормаживали у нашего вынужденного бивака. Усугублялось положение тем, что запас питьевой воды равнялся примерно трем небольшим глоткам. Спасибо местному водителю грузовика, указавшему на карте место нашего расположения и любезно согласившемуся отбуксировать нас до ближайшего кемпинга, рядом с которым находится и фирменная жигулевская СТО.

Отсутствие элементарных удобств в кемпинге и ползающие по стенам комнаты жучки не могли омрачить радости от предвкушения знакомства с настоящим автосервисом. Стоит ли говорить, что к воротам станции мы прибыли гораздо раньше ее работников. Выслушав на ходу суть проблемы, начальник коротко бросил через плечо: «Помочь вам ничем не можем — мастер в отпуске». Это означало, что ни специалистов, ни инструмента мы здесь не найдем. Большого труда стоило упросить его закатить машину в пустующий бокс, чтобы заняться ремонтом самим.

Можно назвать случайностью или везением, что нам удалось встретить мастера-отпускника и взять необходимый для снятия головки блока дефицитный шестигранник — все остальные операции выполнили своим набором инструмента. Ремонт своими силами занял чуть больше четырех часов. Кстати, запчастей на СТО тоже не оказалось, и все необходимое покупали в ближайшем магазине. Как можно с таким безразличием относиться к своим обязанностям, да еще находясь на оживленной трассе Ростов — Краснодар, где обычная для лета температура в 50 градусов заставляет кричать SOS многих автомобилистов? Убедившись, что дефект устранен, мы с облегчением покинули уже опустевшую «сервисную» станцию и продолжили путь в сторону Ростова.

Проехав пять километров, обнаружили, что не работает термостат, отчего двигатель «закипает» через каждые четыре минуты пути. Поставили новый — результат тот же. Воду гоняет по малому кругу системы охлаждения, не пропуская ее через радиатор. Так и добирались почти до Ростова: проедем 5 километров — заливаем в систему несколько литров воды, еще 5 — опять воды. А где взять ее в степи, да еще ночью? Пиявки, главные обитатели всех придорожных болот, наверное, до сих пор вспоминают ту самую счастливую ночь в своей жизни, когда удалось вволю напиться нашей крови.
При каждом удобном случае мы заполняли водой все емкости, превращая автомобиль в «водовоз», но все равно запасов хватало ненадолго. С рассветом вновь сняли термостат и через боковые отводы умудрились выдернуть все его содержимое, оставив только оболочку. Чтобы исключить циркуляцию воды по малому кругу, в патрубок вставили две пробки от «Кока-Колы» (до сих пор ездим с ними), включили вентилятор на постоянную работу и, все время контролируя температуру двигателя, продолжили путь.

Обидно было сознавать, что такая полезная и удобная вещь, как сотовый телефон, не могла нам помочь. Проблема заключалась не в аппарате или системе связи, а в нашей некомпетентности. Отправляясь в путешествие, мы четко спланировали график передвижений и попросили фирму ПССР обеспечить нам роуминг в определенных городах в конкретные дни. Выбившись из графика на одни сутки, мы лишились мобильной связи. Этого не произошло бы, если бы, отправляясь в поездку, мы заказали бы роуминг во всех городах на все дни путешествия. На стоимость услуг это не влияет, ведь оплата ведется по факту подключения, а мы смогли бы звонить в любой день из любого города. Отправляясь в путешествие, имейте это в виду и не лишайте себя самого необходимого — связи.

ЛИПЕЦКАЯ
После воронежских дорог езда по липецким была сплошным разочарованием — узко, колонны в два десятка машин, собранные трактором, гуси, норовящие попасть под колеса, чадящие черным дымом грузовики.
В районе Ельца все обочины забиты черно-белыми компактными телевизорами, зеркалами заднего вида и тайваньскими вентиляторами (последние стоят 400 рублей — на полсотни дороже, чем у нас на рынках).
Единственной радостью была работающая в субботу (!) около семи вечера (!) газовая заправка. (Она расположена с правой стороны при выезде из города в сторону Москвы, работает ежедневно с 8.00 до 19.00, 1 л газа стоит 1,5 руб.)

ТУЛЬСКАЯ
Всматриваясь в сгущающиеся сумерки, гадали, когда пересечем границу Тульской области. Спорили, подскажет ли дорожное покрытие о въезде в другую губернию. И точно: по-другому зашуршали колеса, асфальт стал более гладким, дорога — четырехрядной. Но радовались мы недолго — через несколько километров она сузилась до двухрядной и начались крутые подъемы и спуски. В некоторых местах асфальт настолько был продавлен колесами, что появившиеся гребни запросто могут задеть масляный поддон. Монотонность пути скрашивали лотки с тульскими пряниками и фигурки фанерных гаишников. Впрочем, и в настоящих не было недостатка.
Параллельно старой дороге идет полным ходом строительство новой, на которой перепады высот максимально сглажены. Некоторые участки этого автобана уже действуют, и мы с удовольствием пронеслись по ним с ветерком.
С топливом особых проблем нет, но АЗС не на каждом шагу. Разница в стоимости бензина на заправках минимальна.

МОСКОВСКАЯ
Въезд в Подмосковье был отмечен большим оживлением транспортного потока и появившимся над дорогой воздушным шаром с надписью: «Московской губернии 290 лет».
Москву решили обойти по третьей окружной дороге через Воскресенск, Ликино-Дулево и Орехово-Зуево. По ней мы никогда не ездили и поэтому внимательно следили, чтобы не проехать поворот.
Проехав 40 километров от Каширы, увидели странный указатель «Челябинск» и свернули направо. Через пару километров остановились передохнуть, но расслабиться не удалось: постоянно останавливались машины, и водители спрашивали нас, действительно ли это дорога на Владимир и Нижний Новгород.
Все-таки трудно найти логическое объяснение подобным указателям — на них то появится населенный пункт, расположенный чуть ли не на краю света, то указание направления до какого-то хутора, которого и на двухкилометровке не сыщешь.
Сев на хвост магистральному тягачу (он-то дорогу должен знать), начали гонки по ночным лесным дорогам. Через три десятка километров болгарская «фура» ушла в сторону какого-то городка, а мы продолжили шараханье по ночному шоссе. Где-то в лесу мелькнул указатель с родным названием «Нижний Новгород» и больше ни разу не появился. В Орехово-Зуево попадались таблички «Покров», а на выезде на трассу Москва — Нижний Новгород в районе Малой Дубны уже не Челябинск упоминался, а далекая Уфа.
Можно порекомендовать эту трассу для объезда Москвы. Двух, трехрядное дорожное покрытие хорошее, движение небольшое (правда, мы видели эту дорогу только ночью).

Александр ЕЛЬЧИЩЕВ, Михаил БАРИНОВ

Фото Александра Ельчищева
Июнь 1999 г.

Продолжение рассказа об автопутешестви в Сочи

alex

Блог Александра Ельчищева

Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. Yarik:

    Сейчас в Краснодарском крае «прикольно» обгонять колонны тонаров и отдельно едущие трактора, а вот дороги хорошие, да еще куча новых развязок появилась

Добавить комментарий