Karmann Ghia
Карманн Гиа: Чудесное превращение «Жука»
Один из самых замечательных проектов в истории немецкого автомобилестроения — создание спортивного «народного автомобиля» — начал свой отсчет 60 лет назад, весной 1953 года, когда на Женевском автосалоне успешно прошли переговоры Вильгельма Карманна, владельца немецкой кузовной фирмы Karmann, с Луиджи Сегре, главой итальянского дизайнерского ателье Carrozzeria Ghia.
Основанная Вильгельмом Карманном в городе Оснабрюке фирма Karmann, накопив богатый опыт в постройке карет, в 1902 году перешла к производству автомобильных кузовов. Качество их изготовления было очень высоким, поэтому предприятие не испытывало проблем с заказами вплоть до начала Второй мировой войны, когда ей пришлось перестраиваться на выпуск военной продукции. В результате Karmann как военный объект неоднократно подвергался бомбежке авиацией союзников, и его производственные площади к концу войны были почти полностью уничтожены.
Вторую половину сороковых годов предприятие с трудом отстраивалось и не брезговало случайными заказами, вплоть до штамповки ложек.
Судьбоносным для фирмы стал 1949 год, когда Вильгельм Карманн обратился к директору концерна Volkswagen AG Генриху Нордхоффу (Heinrich Nordhoff) с предложением освоить на его площадях производство открытого варианта появившегося в 1948 году серийного «Жука». (C 1949 по 1980 год на этом предприятии было собрано 331 847 штук открытых «народных автомобилей».)
Итальянский проект
Впрочем, полученный заказ Вильгельм Карманн считал уже вчерашним днем для своего предприятия, его планы были более амбициозными, он мечтал о выпуске спортивного автомобиля на базе «Жука»!
Этот замысел суждено было претворить в жизнь его сыну, названному в честь отца также Вильгельмом, возглавившему предприятие в 1951 году после смерти отца. Под его руководством было разработано несколько прототипов такого автомобиля, но ни один из них руководству Volkswagen не понравился. Тогда Вильгельм Карманн-сын обратился к стилистам из итальянского ателье Ghia. Первые переговоры с Луиджи Сегре (Luigi Segre), главой дизайнерского ателье Carrozzeria Ghia из Турина, состоялись весной 1953 года на Женевском автосалоне.
Проект держался в строгом секрете от прессы и тем более от конкурентов. Первым шагом в его реализации стала покупка «донорского» «Жука» (в целях конспирации не в Оснабрюке и даже не в Германии, а в столице Франции) и отправка его своим ходом в Италию.
Итальянцы не заставили себя долго ждать и уже к ноябрю того же года создали прототип нового автомобиля, который Вильгельм Карманн показал в Оснабрюке генеральному директору Volkswagen AG. Генрих Нордхофф остался доволен увиденным и отдал приказ о запуске в серию Volkswagen Karmann Ghia (в историю автомобиль вошел под более коротким именем — Karmann Ghia).
Официальная презентация Karmann Ghia автомобильной прессе должна была состояться 27 августа 1955 года на заводе кузовной фирмы, но прошла раньше, 14 июля, в Kasino Hotel в Георгсмариенхутте близ Оснабрюка. Широкой публике автомобиль был представлен в сентябре на Франкфуртском автосалоне.
Немецкое качество
Через полгода было продано уже 500 экземпляров автомобилей. Это был несомненный успех новой модели, которому способствовали отменное качество сборки и демократичная цена. Karmann Ghia стоил дешевле большинства спортивных автомобилей своей эпохи, лишь французский Alpine A108 да английский Austin Healey могли с ним конкурировать по этому показателю.
Правда, спортивной у Karmann Ghia была лишь удачная внешность, благодаря которой купе больше было похоже на двухдверный седан — коч, а вот динамика из-за фольксвагеновского двигателя была довольно скромной, но последнее обстоятельство не смущало переживших послевоенную разруху немцев.
После успешного дебюта купе в Оснабрюке было решено освоить выпуск и кабриолета. Через два года, в августе 1957 года, появился открытый вариант Karmann Ghia. Он был показан на Франкфуртском автосалоне 18 сентября и уже в ноябре встал на конвейер.
Внешность автомобиля, дизайн которого и сегодня выглядит современно, менялась несколько раз, но не слишком кардинально: в 1960 году изменились форма «крылышек» воздухозаборников в передней части машины, задние фонари вместо прямоугольных стали миндалевидными (они видоизменялись еще не раз: в 1964 и 1970 годах). С 1972 года Karmann Ghia получил более объемные бамперы.
Неудачной надо признать показанную во Франкфурте в 1961 году третью серию Karmann Ghia. В угоду тенденциям автомоды шестидесятых годов дизайнеры отказались от пухлых крыльев и прогадали. Потомки ценят именно первые две серии, а об угловатом Karmann Ghia, производство которого прекратилось в 1969 году, напрочь забыли.
С годами менялась не только внешность Karmann Ghia, но и рабочий объем двигателя и его мощность (параллельно с выпуском более мощных «Жуков»). В 1961 году мощность 1,2-литрового «оппозитника» с воздушным охлаждением увеличилась с 30 до 34 л.с. В 1965 году появился двигатель рабочим объемом 1285 куб. см (40 л.с.), в следующем году — 1,5-литровый мощностью 44 л.с., в 1970 году — мотор рабочим объемом 1564 куб. см (50 л.с.).
В 1968 году в угоду американскому рынку на автомобиль стали устанавливать и автоматическую трансмиссию. Механическая же коробка передач Karmann Ghia считалась очень удачной (первая передача была несинхронизированной до 1961 года).
Сборка купе и кабриолета Karmann Ghia продолжалась вплоть до 1974 года. За это время было выпущено 362 601 купе и 80 877 кабриолетов (по другим данным — 80 899 штук).
Сочетание оригинальной спортивной внешности, качества сборки и невысокой цены пришлось по душе не только немцам, но и американцам, поэтому немало Karmann Ghia было отправлено за океан, где они стали благодатным материалом для постройки ход-родов.
С окончанием выпуска Karmann Ghia производство спортивного «народного автомобиля» в фирме из Оснабрюка не закончилось. Был заключен договор с Porsche на сборку другого оригинального автомобиля — Porsche-914, о котором я постараюсь рассказать в другой раз.
К сведению коллекционеров
* Karmann Ghia выпускался не только в Германии. С 1957 по 1960 год его сборка была налажена в… Швейцарии, в городе Шницах (Schnizach). У таких автомобилей на идентификационной кузовной табличке указано, что они собраны в Швейцарии.
* Идентификационная табличка с номером кузова и двигателя находится на правой стенке переднего багажника (ручка для открывания багажника находится в… перчаточном ящичке), на двигателе номер выбит под креплением генератора.
* На состояние кузова Karmann Ghia первых лет выпуска надо обращать особое внимание, так как для его изготовления использовался югославский стальной лист невысокого качества.
* До 1967 года электрооборудование у Karmann Ghia было 6-вольтовое.
Технические характеристики Karmann Ghia 1960 г. в.
Кузов | 2-дверный кабриолет |
Длина | 4140 мм |
Ширина | 1634 мм |
Высота | 1330 мм |
Колесная база | 2400 мм |
Колея передняя/задняя | 1305/1250 мм |
Снаряженная масса | 820 кг (450 кг — на задний мост) |
Число мест | 4 |
Двигатель | Карбюраторный, с воздушным охлаждением |
Расположение | В заднем свесе |
Число и расположение цилиндров | 4, оппозитно |
Рабочий объем | 1192 куб. см |
Диаметр цилиндра/ход поршня | 77/64 мм |
Степень сжатия | 6,6 |
Макс. мощность | 30 л. с. при 3400 об/мин |
Макс. крутящий момент | 7,7 кгс*м при 2000 об/мин |
Коробка передач | Механическая |
Привод | На задние колеса |
Подвеска передняя/задняя | Независимая, торсионная/на качающихся полуосях |
Тормоза | Барабанные, без вакуумного усилителя |
Шины спереди/сзади | 5,60-15 |
Диски | 4Jx15 |
Мин. диаметр поворота | 11 м |
Макс. скорость | 118 км/ч |
Емкость топливного бака | 40 л |
© Александр Ельчищев (Alex Elch)
© Фото: Александр Ельчищев (Alex Elch)
Предлагаю сотрудничество: написание статей, сценариев для телепередач и ютуб-каналов, книг (авторетро) + перевод с французского и английского (авторетро, ТО и ремонт двигателей) + свои архивные фото. Мой телеграм.