Aston Martin DB4

Астон Мартин ДБ4


Роскошные спортивные купе и кабриолеты английской марки Aston Martin при известной доле везения можно увидеть в Москве и Питере. Правда, только современные модели фордовской эпохи (с 1987 года эта марка принадлежит Ford Motor Company), а настоящие «Астон Мартины», известные по первым фильмам о Джеймсе Бонде, встречаются пока лишь за границей, где благодаря стараниям их владельцев пребывают в прекрасной форме. Сегодня гость рубрики «Раритет» Aston Martin четвертой серии, лауреат конкурса Car of The Century («Автомобиль века»).

Название английской марки, под которой выпускались малыми тиражами эксклюзивные автомобили, стало широко известно в мире после выхода на экраны киноэпопеи об агенте 007. Но сегодня мы познакомимся с автомобилем, так сказать, добондовского периода — Aston Martin DB4 (первым «Астоном», за руль которого сел Джеймс Бонд, был DB5).

Несмотря на отсутствие рекламы, у ценителей английских машин «Ди Би четыре» котируется очень высоко. Он единственный из «Астон Мартинов» вошел в число претендентов на звание лучшего автомобиля планеты ХХ века в ходе конкурса Car of The Century.
Этот двухдверный спортивный автомобиль, впервые показанный на Лондонском мотор-шоу в 1968 году, пришел на смену модели DB 2/4 MkIII. Это была полностью новая разработка: у Aston Martin DB4 были новыми двигатель, подвеска и кузов. Причем кузов купе был создан миланской Carrozzeria Touring на платформе, разработанной Гарольдом Бичем (Harold Beach), которая была впоследствии использована для выпускавшейся с 1961 по 1964 годы Lagonda Rapide. Так что применение универсальных платформ для снижения издержек производства — изобретение не последних лет.

Дизайн кузова был настолько удачным, что в «пятом», уже джеймсбондовском, «Астоне» сохранился силуэт предшественника, лишь крылья стали чуть короче и фары наклонные.
Но главная черта, отличающая автомобиль от его современников, была не в дизайне, а в том, что кузов, установленный на стальной трубчатый каркас, был легкосплавным! Недаром на автомобиле красовалась надпись по-итальянски «superleggera», то есть «суперлегкая». Геометрия податливого кузова дорабатывалась вручную английскими мастерами.

Даже если не знать, что перед нами DB4, понять, что это Aston Martin, можно по фирменной облицовке радиатора довольно сложной формы (она плод слияния обычной радиаторной решетки ранних моделей и расположенных по ее краям воздухозаборников). С каждой новой моделью она становилась уже, и по ее форме знатоки без труда определят, к какой серии принадлежит автомобиль.

Продолжим осмотр машины, на чей декор — внушительные бамперы с не менее внушительными клыками, радиаторную решетку, ободки фар — не жалели в те времена хрома. На передних крыльях хорошо заметны фирменные вентиляционные окна, «разрезанные» хромированным молдингом, — они перейдут на пятую и последнюю, шестую серию настоящих, дофордовских «Астон Мартинов» (на современных они вновь появятся). Обращают на себя внимание большие спицованные колеса с центральным креплением и видимые сквозь них дисковые тормоза. Они, кстати, на всех колесах, а ведь автомобиль-то конца пятидесятых годов прошлого века!

Если подойти к автомобилю поближе, то на «крылышках» эмблемы можно прочитать: David Brown. Это имя владельца компании с 1947 по 1972 год, его инициалы и дали название сериям, а цифра — их порядковый номер (были, кстати, и дробные индексы). Последней из «настоящих» была шестая серия. мнтересно, что в 1972 году, когда Дэвид Браун продал компанию, с «Астон Мартинов» исчезли и его инициалы, но в середине девяностых годов прошлого века в целях поддержания реноме марки было принято решение о возвращении букв на место.

Еще одна фирменная принадлежность «Астонов» — внушительных размеров воздухозаборник, занимающий почти весь небольшой капот. Такие «жабры» выдают присутствие мощного мотора. Действительно, под капотом у Aston Martin DB4 находится 3,7-литровый 240-сильный рядный легкосплавный шестицилиндровый двигатель с двумя верхними распределительными валами. У варианта Vantage его мощность уже 266 л. с. и, соответственно, скоростной потолок 140 миль в час, что в переводе на понятный нам язык означает внушительные 225 км/ч.

Как видите, автомобиль по меркам того времени, да и по нынешним, получился красивым и быстрым. Что еще нужно его владельцу? Комфорт? С этим у «четвертого» Aston Martin тоже был полный порядок.

Салон у DB4, за исключением лишь напольных ковриков, — из благородной натуральной кожи. На заднем ряду тесновато (потолок из-за сильно наклоненных задних стоек крыши низковат, да и само заднее кресло имеет ограничители в виде валиков по краям и в центре), поэтому там будет удобно лишь двоим взрослым небольшого роста или детям. Да и ногам мешает непривычно высокий тоннель пола (впрочем, у современных Aston Martin он еще выше, в нем даже помещается «бардачок»). Но тут все по-честному: купе не претендовало на звание четырехместного, его посадочная формула выглядела как 2+2.

Что же касается эргономики водительского места, то и тут все в ажуре. Одна форма приборной панели, со ступенчатым расположением шкал, чего стоит! Сквозь большой руль с тонким ободом показания приборов считывались прекрасно.
В сентябре 1962 года был показан пятый Aston Martin, но на смену DB4 он пришел лишь в июле 1963 года. Он комплектовался уже «пятиступкой» или «автоматом» и более мощным 4-литровым мотором. Под занавес англичане успели выпустить гоночную версию с красноречивым индексом GT, означающим «гран туризмо».

Aston Martin DB4 — автомобиль редкий. Всего с октября 1958-го по июнь 1963 года было выпущено 1040 купе (по другим данным — 1100) и 70 кабриолетов, а машин «заряженной» модификации GT — меньше сотни (95 штук). На базе этой серии итальянской фирмой Zagato была создана чудо-версия, которая так и вошла в историю под именем этого кузовного ателье. Таких купе было построено всего 19 штук.

С «четверкой» связана, пожалуй, самая счастливая пора деятельности английской фирмы — ее авторитет в мире окреп и вскоре окончательно утвердился благодаря участию автомобилей этой марки в бондовском сериале. С выпуском Aston Martin DB4 ее продукция перестала быть доступной лишь для избранных (хоть этот автомобиль и не был дешевым, но стоил меньше, чем его предшественники). А вот с разрекламированными «пятыми» и особенно «шестыми» у фирмы начались финансовые трудности. Она теряла в начале семидесятых по одному миллиону фунтов стерлингов в год! Так что агент 007 особых дивидендов фирме не принес.

Серии Aston Martin DB4

Серия    Период выпуска
I    Октябрь 1958 — февраль 1960
II    Январь 1960 — апрель 1961
III    Апрель 1961 — сентябрь 1961
IV    Сентябрь 1961 — октябрь 1962
V    Сентябрь 1962 — июнь 1963

Технические характеристики Aston Martin DB4

Кузов    2-дверное купе
Длина/ширина    4,48/1,68 м
Колесная база    2,49 м
Колея    1,37 м
Собственная масса    2983 фунтов (1353 кг)
Число мест    2+2
Двигатель    Карбюраторный (два карбюратора SU HD8, по заказу для третьей серии Vantage, оснащенной 260-сильным мотором, — три SU HD8)
Расположение    Спереди, продольно
Число и расположение цилиндров    6, в ряд
Число распредвалов    2
Рабочий объем    3670 куб. см
Макс. мощность    240 л. с. (при 5500 об/мин)
Коробка передач    Механическая, 4-ступенчатая (по заказу — 5-ступенчатая и автоматическая Borg Warner для пятой серии), овердрайв — по заказу начиная со второй серии
Привод    На задние колеса
Подвеска передняя/задняя    Независимая, на двойных поперечных треугольных рычагах/ на продольнных рычагах с пружинами, неразрезной мост
Рулевое управление    Реечное
Тормоза    Дисковые
Шины    Dunlop 6,00-16 (6,00-15 — для пятой серии)
Макс. скорость    225 км/ч
Время разгона до 100 (160) км/ч    8,0 (20,1) с
Расход топлива на 100 км    13-27 л

Средняя стоимость Aston Martin DB4 в Европе (2004 г.), евро

Модификация    Годы выпуска    Состояние автомобиля
Очень хорошее    Комплектный, необходима реставрация
Купе DB4    1958-1963    71 000    19 800
Купе DB4 Vantage    1962-1963    82 000    25 900
Кабриолет DB 4    1961-1963    114 300    35 100
DB4 Touring    1959-1963    275 000    91 500

© Александр Ельчищев (Alex Elch)
© Фото: Александр Ельчищев (Alex Elch)

Предлагаю сотрудничество: написание статей, сценариев для телепередач и ютуб-каналов, книг (авторетро) + перевод с французского и английского (авторетро, ТО и ремонт двигателей) + свои архивные фото. Мой телеграм.

2004 г. 34/26.08.04

alex

Блог Александра Ельчищева

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий