А «Виллис» ненастоящий!
Сериал «Легавый»: Псевдореальность
В традиционно показанном в новогодние праздники фильме «Иван Васильевич меняет профессию» одна из запоминающихся фраз: «Войско взбунтовалось! Говорят, царь — ненастоящий!» В прошедшем накануне Нового года по НТВ сериале «Легавый» был ненастоящим «Виллис», впрочем, как и почти вся показанная советская действительность 1948 года. Но зритель не взбунтовался и терпеливо смотрел все 24 серии. По четыре в один присест, да еще в будние дни! Чего, похоже, создатели фильма сами не ожидали.
Надо, чтобы помнили. Нельзя забывать историю, особенно в нашей стране. Это фильм напоминание о прошлом с надеждой на будущее, – так определяют свою творческую миссию авторы сериала «Легавый».
Из комментария зрителя: «А мне понравился фильм, потому что другого смотреть нечего, а тут хоть из реального прошлого». (Жирный шрифт автора комментария.)
Что касается «реального прошлого».
Из реальностей тех лет в сериале лишь обшарпанные стены зданий. Спасибо создателям фильма, что нашли натуру в провинции, в Ярославской области, – в Рыбинске. Натура настоящая. Здесь не поспоришь. Внутри же этих исторических зданий показанная действительность вызывает легкое недоумение. Вроде стены облезлые и чайник тех времен, но где коммуналки? Где очереди в туалет и снующие толпы на кухне? Вспомним Владимира Высоцкого:
Все жили вровень, скромно так: система коридорная,
На тридцать восемь комнаток всего одна уборная…
В «Легавом» же первая подруга главного героя, какая-то провинциальная модистка, живет по меркам тех лет во дворце – у нее отдельная квартира, причем даже не квартира, а квартирища. На велосипеде можно кататься, как в фильме «Охранник для его дочери». И у кого такая роскошь? У ссыльной! С поражением в правах! Да и гардероб у нее что надо, как у столичной артистки. Нет, похлеще. Ей бы не только Верка-модистка, перешивающая краденую одежду в «Место встречи изменить нельзя», но и сама Ирина Соболевская из столичного Дома мод позавидовала бы. Да и местная братва…
Кстати, хотели того или нет создатели 24-х серий, но параллели между двумя сериалами так и напрашиваются, ведь действие знаменитого фильма с Глебом Жегловым и Володей Шараповым происходит тремя годами ранее и всего лишь в ста километрах от показанной реальности в «Легавом».
Вторая пассия главного героя, рядовая служащая с приемным сыном-инвалидом, тоже «ютится» в отдельной квартире. Потом, видимо, спохватившись, киношники ее хоромы как коммуналку представили, но очень неубедительно — с одной (!) лишь соседкой, покусившейся на чужую курицу.
Я понимаю, что в коммуналке неудобно киносъемочную аппаратуру расставлять, но все же слов из песни Высоцкого не выкинешь. Да и из жизни. Я, например, с семьей (жена, дочь) ровно через полвека после событий в фильме получил квартиру с бОльшим подселением – дамой преклонного возраста и ее взрослым сыном.
А чего стоит настоящий бразильский кофе у рядовых советских граждан? Правда, может я что-то напутал, там и партийные жены-бездельницы его предлагали (в это верится легко), но помнится, что еще кто-то, рангом ниже. В общем, слишком часто его там предлагали, словно в «Рабыне Изауре»… Не будем придираться и к портретам Дзержинского в кабинетах милиционеров и к явному дефициту портретов Сталина.
Симпатичен главный герой сериала — фронтовой разведчик Юрий Козырев, которого убедительно сыграл Эдуард Флёров. Мужественный, не боящийся брать ответственность на себя, ценящий дружбу и имеющий успех у женщин. Ему бы лишь исправить маленький недостаток — чуток подучиться трогаться с места на мотоцикле….
Беда лишь в том, что его персонаж создатели фильма погрузили в неубедительную реальность. Главному герою сериала с их подачи удалось усидеть между двумя стульями, нет, даже тремя — он и в милиции служит, и со смотрящим в городе, главным бандитом Чалым, дружбу водит и при этом еще умудряется вставлять палки в колеса могущественному майору госбезопасности. И это бывший ЗК, получивший срок за плен! А на дворе 1948-й год, вторая волна арестов после конца тридцатых…
Кстати, в сериале только майор НКГБ Павливкер (актер Михаил Горевой) живой персонаж. Может, сам диалоги сочинял или правил, недаром он преподавал систему Станиславского, да еще за океаном, остальные — просто ходячие схемы. Или все проще: злодеев играть легче, да и писать о них — фактура дает разгуляться? А вот с его коллегой, приехавшим из самой столицы полковником МКГБ, — беда. Этакий интеллигент в шляпе, которому бы учителя музыки играть, а в ведомстве, откуда он приехал, чтобы до полковника дослужиться, надо было по колено в крови пройти, коллег успеть вовремя подсидеть или не подставиться под очередную кампанию. Этот путь и на лицах отпечатывался.
Плохо в сериале с бандитами. Как там говорилось — десятилетка на лбу написана. Ну не бандитские рожи, оно и понятно — рыбинские жители, подрабатывающие в массовке. Как они говорят, заслушаешься! «Извините», «благодарю», хорошо хоть – «не покорно». Эх, у меня бы под окном малыши так в песочнице выражались!
Ну и главный бандит хорош. Тот вообще философ в душе, все время с книгой в руках. Среди его любимых – «Трактат о военном искусстве» Сунь-цзы. Оно, конечно же, не возбраняется бандитам быть философами и читать умные книги; среди них было немало людей незаурядных – советская власть слишком многих объявила своими врагами. Но вот незадача, насколько я знаю, эта книга вышла в СССР лишь в 1950 году. И не уверен, был ли у нее массовый тираж – слишком специфическая тема, да и переводчик книги недавно освободился.
И совсем уж плохо в этой сериальной псевдореальности с автомобилями.
Их откровенно мало, несмотря на заявление: «Для съемок сериала «Легавый» используется целый автопарк: полуторка, трофейные BMW 38-го года, мотоцикл «Урал» с коляской».
Всего лишь три легковушки, но в основном в кадре только две из них. Поэтому и милиционерам, и местным бандитам, и залетным, и партийным работникам приходится ездить по очереди на одних и тех же машинах. А слежка за бандитами? При таком куцем автопарке превращается просто в фарс.
Фарсом смотрится и попытки выяснить, кому принадлежат эмки в маленьком городе. Московский оперативник для этого специально уезжает в столицу, в МУР. Пробивает он там эти эмки и не знает ужасной тайны – их всего-то в городке пять штук – и принадлежат они известно кому, партийно-хозяйственной элите. И как это было неведомо оперативнику? Тем более из МУРа? Это любой пацан в городишке знает, спросили бы у местной шпаны.
Но доконал меня «Виллис»! Только из-за него взялся писать заметку. Пусть молодежь думает, что советские люди имели немереную жилплощадь, что в МУРе работали полные идиоты, что бандиты изучали труды древних китайцев, но «Виллис»! «Виллис» был не таким. «Виллис» был чистокровным американцем, попавшим по ленд-лизу в нашу советскую действительность, а в фильме присутствует его отечественный эрзац-аналог.
Да и ремонт «Виллиса», который весь сериал стоял на приколе, стоит отдельного разговора.
Оживить милицейский «Виллис» поручают … уголовнику Альберту (ну и имечко для рабочего поселка, я например, за всю свою жизнь такого не встречал, даже пожив несколько лет в столице). И этот Альберт был совсем непрост — он после кражи припасов в соседской кладовке решил податься в милиционеры. Но ему ставят жесткие условия приема в славные милицейские ряды (кстати, где анкетные данные никто не отменял!), – починишь «Виллис», возьмем, нет – тогда извини, брат.
Ну и пошел этот Альберт чинить, уж больно ему в милиционеры хотелось, а потом жалуется подошедшему Козыреву (Флёрову): «Я тебе такое скажу, что ты меня на 15 суток закрыть можешь!» и выдает ужасную тайну: полдвигателя растащили — вентилятор висел в ленинской (!) комнате (ему там самое место, причем — он там висел (!), может вместо портретов вождей?), карбюратор утащили и головки нет…
Только самую главную тайну не выдал этот Кибальчиш по имени Альберт Козыреву – не «Виллис» он чинил вовсе. Вроде для опохмела кладовку чужую подломил и закуски там хватало. Ах, да — Козырев не дал ему закусить, приказал все вернуть хозяйке. Вот Альберт с бодуна и не понял, что чинил.
Аналогичный случай был со мной на СТО. «Иди», — говорит мне директор сервиса: «Сделай диагностику «Тойоте». Ищу «Тойоту», а ее и нет. Возвращаюсь и говорю: «Там нет «Тойоты», только «Ниссан». Ну делай «Ниссан»…
В общем, Альберт так не понял, что чинил, хотя запчасти как-то идентифицировал по ленинским комнатам, — то ли в автомобильных марках был он слаб, хотя после войны легковые авто можно было по пальцам посчитать, то ли еще что, нам неведомо. Это к сценаристу…
————————
Мы смеемся над голливудскими фильмами о России, в которых видим столько ляпов, начиная с нашей военной формы. А тут свои же слепили псевдореальнось, сдобрив ее привкусом ностальгии. Уже сейчас можно понять, как будут представлять советское время наши потомки в наших же фильмах.
А в упомянутом ранее комментарии зрителя: «А мне понравился фильм, потому что другого смотреть нечего, а тут хоть из реального прошлого» (жирный шрифт автора комментария), я бы выделил другое — «потому что другого смотреть нечего«.
Господам-кинемотографистам на заметку – вот так выглядит настоящий «Виллис». Обратите внимание на облицовку радиатора и передние крылья (задних у него, как видите, вообще нет). Если в столице дефицит, могли бы договориться с его нижегородским владельцем (верхнее фото). Впрочем, в столице есть и свои «Виллисы» (нижнее фото).
Notice: Only variables should be assigned by reference in /var/www/user466747/data/www/alex-elch.ru/wp-content/plugins/subscribe-to-comments/subscribe-to-comments.php on line 591
авточайникRS:
Я тоже смотрел этот сериал. Там главный герой брошенные в него гранаты ловит и обратно кидает 🙂
Notice: Only variables should be assigned by reference in /var/www/user466747/data/www/alex-elch.ru/wp-content/plugins/subscribe-to-comments/subscribe-to-comments.php on line 591
Юля:
сериал не смотрела, но написал живенько так, с юмором к нашей и советской действительности
Notice: Only variables should be assigned by reference in /var/www/user466747/data/www/alex-elch.ru/wp-content/plugins/subscribe-to-comments/subscribe-to-comments.php on line 591
alex:
Зло получилось. Не хотел. К творческим людям с уважением. Но не к покусившимся на «Виллис»!