Радиаторы Citroen ВХ 16 и ВХ 19

Подойдет ли радиатор?

Хотелось бы получить ответ на несколько вопросов по системе охлаждения Citroen BX 16: увидеть схему циркуляции тосола, узнать, как проверить термостат и работу вентилятора, назначение клапанов на шлангах над термостатом и на шланге печки. Можно ли на “шестнадцатый” поставить радиатор от “девятнадцатого” ВХ? Сколько тосола вмещает в себя система охлаждения? Сбоку на радиаторе установлен датчик, провода от него на моем автомобиле оторваны. Для чего он нужен? Хотелось бы знать и назначение двух датчиков в районе термостата.

Ситроен БИксКлапаны на шлангах над термостатом и на шланге печки, а также в верхней части радиатора у Citroen BX — это клапаны спуска воздуха, которые надо открыть при замене тосола в системе охлаждения. Это очень мудрое решение, исключающее воздушные пробки и обеспечивающее моментальную прокачиваемость охлаждающей жидкости по всей системе при ее замене.
Термостат проверить можно в домашних условиях, нагревая его в какой-нибудь емкости на газу. При 82*С его клапан должен начать открываться, а при 93 — полностью открыться. Минимальный ход клапана должен быть не меньше 7,5 мм.
Если будете искать замену неисправному термостату, то постарайтесь найти термостат с такой же меткой — V.5348.
Теперь о взаимозаменяемости радиаторов. У карбюраторного Citroen ВХ 19, несмотря на то что по размерам он подойдет на ваш автомобиль, большая (в 1,4 раза) площадь поверхностей ребер. Такой же радиатор, кстати, у Citroen ВХ 16 с “автоматом” или с кондиционером (в последнем случае устанавливалось два вентилятора). Поставить их на ваш автомобиль можно, а вот наоборот нельзя.

Емкость системы охлаждения Citroen BX — около семи литров.
Датчик на боковой поверхности радиатора устанавливался на ранних модификациях Citroen BX (до октября 1984 года). Он сигнализировал о падении уровня тосола до минимального уровня.
В районе термостата установлены два датчика. Верхний (поз. 18 на схеме) предупреждает о нагреве жидкости до 105*С. Нижний (поз. 17) сигнализирует о достижении охлаждающей жидкостью критической температуры (112*С).

Температура срабатывания вентилятора системы охлаждения

Режим работы вентилятора Температура охлаждающей жидкости, град. С
1-я скорость 86-90
2-я скорость 90-94
Радиаторы Citroen ВХ 16 и ВХ 19
Схема системы охлаждения Citroen BX 16: 1 — датчик минимального уровня жидкости в системе охлаждения; 2 — клапан спуска воздуха; 3 — радиатор; 4 — вентилятор; 5 — пробка заливной горловины радиатора; 6 — датчик включения вентилятора в режим “вторая скорость”; 7 — впускной коллектор; 8 — сливная трубка; 9 — водяной насос; 10 — стартер; 11 — карбюратор; 12 — клапан спуска воздуха; 13 — кран отопителя; 14 — радиатор отопителя; 15 — клапан спуска воздуха; 16 — термостат; 17 — датчик критической температуры жидкости (112оС); 18 — датчик, предупреждающий о нагреве жидкости до 105оС

© Александр Ельчищев
Фото автора

В основе авторский перевод с французского фирменных ситроеновских инструкций

alex

Блог Александра Ельчищева

Вам может также понравиться...

комментариев 8

  1. Олжас:

    Здравствуйте, у меня такой вопрос. У меня ситроен bx 16, все время поднимается температура, поменял термостат, поставил от галанта, подходит, все ровно греется, чистил радиатор, не помогает, зимой было нормально, сейчас на улице жарко а температура подымается, вентилятор не успевает, думаю поменять радиатор, от какой машины подойдет? И термостат тоже. За ранее спасибо с уважением. Олжас

  2. alex:

    Здравствуйте. Рад приветствовать ситроениста!
    От какой машины подойдет радиатор на Citroen BX? К сожалению, я, когда работал на ситроеновском сервисе, имел дело только с фирменными запчастями — узлами и агрегатами. Т.е. «левые» не ставил. Это надо прикидывать и пробовать эмпирическим путем. Но у нас давно нет Citroen BX, так что даже прикинуть не на чем.

    Насчет термостата от Галанта. Надо сравнить температуры срабатывания, да и просто он может поздно открывает клапан или не полностью. В общем, термостат я бы проверил или хотя бы проверьте патрубки радиатора — горячие они или холодные после поездки.
    Если радиатор чистили (надеюсь, не только внутри, но или снаружи или наоборот, но то и другое, а не что-то одно, т.е. внутри промывали и чистили между сотами от мошкары и мусора?), то может забиты каналы в рубашке охлаждения в блоке двигателя. Но сейчас, когда все ездят на тосоле, вроде такое уже редкость. Хотя нелишне будет промыть всю систему охлаждения.
    Греться двигатель может и по другой причине, не из-за системы охлаждения. И это худший вариант.
    Ко мне приезжала Renault 14, кстати, с «лежачим» движком, который и на BX ставили. Двигатель грелся. Вскрыл, а там поршень стал прогорать, да и головка была проблемной.
    Так что дефект может быть и в головке блока (нарушение герметичности или прогар выпускного клапана ) или пробита прокладка головки блока…
    Позднее зажигание. Ну и состояние помпы (насоса) важно.

  3. alex:

    Я посмотрел на французских сайтах. Нет, они не ставят, как у нас, радиаторы от других автомобилей, если только это не автомобили-близнецы, но под разными шильдиками.
    Прежде чем искать и менять радиатор, сделайте диагностику двигателю. Ну хотя бы компрессию померьте.
    Что же касается радиатора на Citroen BX 16, то во Франции можно сейчас найти его за 31 евро с полугодовой гарантией. Но у нас не Франция (я имею ввиду Россию, а откуда вы я не знаю), у нас такие машины уже раритет.

  4. Олжас:

    Понятно, спасибо большое. Насчет радиатора чистил его с помощью. Жидкости для радиатора промывал всю систему, сегодня думаю поставить другой термостат, который открывается при 70 градусов, может поможет. Еще такой вопрос почему горит чек? Чистил фарсунки инжектор, все ровно горит, когда заводишь мигает тухнет и опять горит чек.

  5. alex:

    Check engine («Проверь двигатель») может гореть по многим причинам. Например, на моем ВАЗ-2112 (никак не могу купить Citroen 2CV в России) 50 причин для этого. Это не фигура речи, я посчитал количество кодов ошибок, который выдает бортовой компьютер. Это может быть и высокий/низкий уровень сигнала какого-то датчика, обрыв в проводке, замыкание форсунки, богатая/бедная смесь, неисправности какой-то эл. цепи или датчика, низкое/высокое бортовое напряжение и т.д.
    Т.е причин — масса.
    Почему горит Check engine надо узнавать с помощью бортового компьютера или диагностического сканера. Бортовые компьютеры шли на Citroen BX 16TRS / 19TRS и 19GTi, но не помню, чтобы они коды ошибок показывали (больше 22 лет прошло).
    В общем, без диагностического оборудования найти причину, почему горит Чек Энджин можно только методом тыка. А это неблагодарное занятие, если причин может быть более полусотни. Ну у Citroen BX пусть поменьше. Но все же много.
    Это и датчики, и проводка, и т.д.

  6. Олжас:

    Как я понял, чек ниче страшного)
    Сегодня на строительном базаре нашел кранник воздух спускать с радиатора, че то воздуха много приходится спускать постоянно, воздух и с крышки из сливного тоже, говорят радиатор забит, вот теперь думаю снять и каустической содой промыть может поможет, надоело уже.
    А насчет фарсунок говорят что от бмв подходят, не знаете случайно от какой именно, а то у нас на заказ, с России возят, дорого, одна четырнадцать тысяч тенге стоит в Казахстане.
    Думаю может двигатель поставить от другой машины, такое возможно?

  7. Олжас:

    Снял радиатор. смотрю в низу маленький шланг, его тоже снял. он где то см 30 идет к движку, он забит я его про мыл, внутри какая то трубка, сосед говорит это пароотводящий шланг и внутри обратный клапан, возможно его заменить другим шлангом простым? это не страшно для движка?

  8. alex:

    Каустической содой категорически не советовал бы промывать. Большой риск навредить.Некоторые советую молочный обрат, но я никогда его не использовал, поэтому ничего сказать насчет его не могу.
    Насчет форсунок. Я уже говорил, что не химичил, а ставил фирменные, т.к. работал на дилерской станции Citroen. Поэтому не смогу подсказать, подойдут ли форсунки от BMW. Может, проще промыть родные форсунки на сервисе, в ультразвуковой ванне? Или прямо на автомобиле с помощью специальной сервисной установки. Существуют и гаражные способы. когда берут автохимию для промывки форсунок и собирают стенд из платиковых бутылок. Я хотел такой как-то собрать, но руки не дошли. Ну или просто автохимию лить в бак. Но если бак внутри грязный, можно только навредить. Такую химию надо лить периодически чуть ли не с самого начала эксплуатации автомобиля, а в конце его жизни уже поздно.
    Установить двигатель с другой машины? Очень много возни. Стоит ли так заморачиваться? Мне кажется, проще машину продать. Citroen BX тяжело сейчас содержать вдали от Франции.
    Насчет шланга. Лучше оставьте родной. Промойте-продуйте его.

Добавить комментарий