Где ремонтировать машину? У частника или на сервисе?

Если предстоит ремонт автомобиля, к кому лучше обращаться — на СТО или к частнику?

Вопрос, конечно, интересный. Многое зависит от того, какая у вас машина, сколько она пробежала, как вы ее используете, сколько вы можете позволить себе тратить на поддержание ее тонуса и, наконец, любите ли ее.

Статья была написана в 1999 году. Многое с тех пор изменилось, но кое-что, надеюсь, будет полезно (курсивом выделены нынешние уточнения).

Иномарки

Если у вас девяностых годов (читай — современная иномарка), то не экспериментируйте и езжайте на СТО, желательно фирменную (марочную или бошевскую). Там оборудование соответствующее, запчасти фирменные и гарантия на все виды работ. Стоит это недешево, но утешением будет то, что все же дешевле, чем на московских фирменных СТО, и реанимацией автомобиля после неквалифицированного вмешательства не надо будет заниматься. (Статья писалась, когда не было нынешней мощной дилерской сети в городах — теперь одна дорога на дилерский сервис, если не хочешь лишиться гарантии; хотя знаю смельчаков, предпочитающих изначально проверенных частников такому сервису).

Если у вас ненашенский автомобиль второй половины восьмидесятых (т.е. десятилетней давности на момент написания статьи), то тут есть повод поразмыслить, узнав и сравнив расценки на данную работу на СТО и у частного мастера.

Если машина старее — выгодней обратиться к квалифицированному частнику. В этом случае обычная практика СТО — замена одних фирменных агрегатов другими — отпадает по чисто финансовым причинам: ремонт может стать дороже машины. Частник же постарается восстановить изношенную деталь (благо город не обижен заводами и квалифицированными станочниками) или, проявив смекалку, подгонит отечественную деталь или агрегат.

Индивидуальный подход

Ежели у вас вообще заморское чудо — какая-нибудь «итальянка» или, не дай Бог, «француженка» или «англичанка» с хитрым оппозитником, «лежачим» силовым агрегатом с общей системой смазки для двигателя и коробки передач, нетрадиционной подвеской и другими техническими вывертами, то в этом случае, на мой взгляд, лучший результат даст только индивидуальный подход.

Если вы не собираетесь менять свою нестандартную машину в ближайшее время, постарайтесь найти человека, который будет постоянно ею заниматься, то есть «домашнего механика». В этом много положительных моментов. Он, как и домашний врач, со временем узнает о ней все или почти все, научится прогнозировать поломки заранее и будет заниматься плановым ремонтом. У вас будет время морально и финансово подготовиться к покупке той или иной запчасти. Такая форма сотрудничества очень выгодна милым дамам (даже если речь идет не об иномарке, а об отечественном автомобиле).

Я не говорю, что на СТО, занимающейся иномарками, с такой хитрой машиной не справятся. Просто для станции ремонт подобной техники не технологичен: механикам придется разбираться с диковинной конструкцией, уйдет время на изготовление приспособлений и заказ запчастей. Велика вероятность, что машина зависнет надолго, а это никому не выгодно — ни вам, ни СТО. Ведь на любом сервисе все-таки свой производственный конвейер.

Плюсы в индивидуальном подходе и в том, что мастер знает, что машина опять придет к нему. Ему же придется отворачивать тот же прикипевший крепеж, поэтому он, в первый раз помучившись, смажет его графиткой или еще чем-то подобным. С каждым посещением такого мастера в вашей машине для него и, соответственно, для вас будет оставаться все меньше белых пятен, а надежность ее возрастать. Если что-то и случится с машиной, то такой человек быстрее даже более квалифицированных спецов сориентируется в неполадке, потому что уже знает особенности ее конструкции.

В идеале в качестве «домашнего мастера» надо найти специалиста, владеющего техническим иностранным языком (что вполне реально, учитывая, сколько грамотного народу оказалось лишним в условиях конверсии), и приобрести в подлиннике руководство по ремонту вашего автомобиля американского издательства Haynes или французского RTA (например, в Москве, в магазине в Южном речном порту). Оригинальные руководства по ремонту понадобятся, чтобы контролировать некачественные переводы, в которых встречается немало терминов и фраз, ставящих в тупик самого искушенного ремонтника. Да и электросхемы там четче и без ошибок, что очень важно.

Отечественные авто

С новыми вроде бы все ясно. Пока они находятся на гарантии, их владельцу одна дорога — на СТО. Правда, есть прослойка владельцев новых «Жигулей», ревниво относящихся к здоровью своего автомобиля. Как правило, это люди, эксплуатирующие уже не первый свой автомобиль, с лихвой отведавшие в прежние годы «ненавязчивого» сервиса и теперь не доверяющие никакому по инерции. Они сразу отдают машину в руки своего мастера и тем самым добровольно отказываются от заводской гарантии.

Владельцам наших машин с импортными двигателями, с впрыском и другими новыми техническими решениями лучше обращаться на фирменные СТО. Если, например, на «Волге» установлен двигатель 4062.10, то ехать надо в ту же тюнинговую фирму, которая устанавливала его, или на СТО, занимающуюся этим двигателем вплотную и наработавшую большой опыт.

Если отечественная машина неновая, то трудно рекомендовать что-то определенное — слишком много факторов влияет на выбор в пользу СТО или частника: платежеспособность клиента, является ли он «белым воротничком» или нет, наличие знакомств на станции, по карману ему фирменные (в том числе и импортные) запчасти или нет, есть ли по соседству хороший спец, где в последний раз качественно отремонтировали его машину или машину друзей и т. д.

Многое зависит еще и от марки автомобиля. «Волги» и «Жигули» более ремонтопригодны, и спецов на них больше, с «Москвичами» похуже. Совсем плохо с уже бывшими нашими, но все-таки родными «Запорожцами». Влезать в него мало у кого охоты — слишком мудреная конструкция, требующая высокой квалификации и времени на ремонт, малый заложенный на заводе ресурс плюс низкая платежеспособность их владельцев. Правда, с «Таврией» дела обстоят лучше.

Частник частнику рознь

Несколько слов о самостоятельных мастерах. Они разные — от высокопрофессиональных специалистов, к которым привозят на ремонт агрегаты со станций техобслуживания иномарок, до откровенных халтурщиков, в арсенале которых незатейливые способы ремонта.

Чтобы не попасть впросак, надо, во-первых, обращаться к мастеру только по рекомендации своих хороших знакомых. Желательно не ограничиться получением простой наводки, а постараться у рекомендующих узнать более конкретную информацию: степень профессионализма ремонтника и, что немаловажно, ответственный ли он человек (у мастера могут быть золотые руки, но «дырявое» горло или другие странности, из-за которых вы надолго станете пешеходом). Постарайтесь найти тех, кто лично доверял ему свою машину, а не просто что-то слышал.

Во-вторых, желательно, чтобы мастер не был специалистом широкого профиля, а специализировался на одном, максимум двух видах ремонта: кузовном, электрики, двигателя, ходовой и т. д.

Я не исключаю вероятности, что есть люди, умеющие все, но дело тут уже не в умении, а в настройке мини-производства, то есть в оснастке и специнструменте. Частнику не под силу в своем гараже держать технический арсенал СТО (хоть я и видел такие гаражи, но это исключение из правил), и если он возьмется за не налаженное и несвойственное ему производство, клиент рискует надолго остаться «безлошадным».

Человек, ведущий активный образ жизни, больше потеряет на таком ремонте (пусть даже качественном), никуда не спешащий пенсионер тоже может остаться в накладе. Ведь мастер, затянувший надолго ремонт из-за своих проблем, постарается взять с него больше — мол, видишь, сколько я возился с твоей машиной!

В-третьих, если вам предлагают услуги одинаковой квалификации и стоимости, лучше всего обращаться к специалисту, живущему в вашем районе. И не только потому, что он ближе. Такому мастеру невыгодно поступать по принципу «сделал дело — и с глаз долой», потому что вы будете в его районе ходячей, то есть ездящей антирекламой. Вдоволь наслушавшись от вас ужастиков, ваши знакомые и знакомые ваших знакомых уже не обратятся к такому спецу. Зачем им те же проблемы?

К моему удивлению, недавно это казавшееся незыблемым правило дало сбой — из трех рекомендованных мне специалистов по кузовному ремонту я выбрал живущего поблизости и сто раз потом об этом пожалел. Сам виноват. Нарушил несколько правил: загнал машину перед самым праздником 8 марта, да к тому же дал аванс мастеру. Ну он и ушел в запой. Ладно бы просто ушел, он еще сваркой сжег салон моей машины и из аккумулятора умудрился электролит пролить на кузов…

Не сбрасывайте со счетов и собственные впечатления при виде гаража, в который собираетесь отдать свою машину, инструмента, которым будут ее ремонтировать, да и самого хозяина. Может, от него будет разить перегаром или он сразу в промасленной спецовке плюхнется на сиденье вашей машины и грязными руками начнет выправлять дефект. В этой ситуации надо вежливо прощаться и искать другие варианты, в которых недостатка сегодня уже нет, и частники средней квалификации это прекрасно знают.

Назвался мастером, выбирай сам

Одним из признаков профессионализма частника я считаю наличие у мастера ходовых запчастей (вот где сказывается узкая специализация) или готовность купить их на аванс клиента. Конечно, и он не застрахован на сто процентов от покупки некондиции, но все же в большей степени, чем человек, далекий от проблем ремонта. Если у ремонтника высокая квалификация, то он должен уметь не только отличать кондиционные запчасти от откровенных подделок и второсортных изделий, но и знать, полагаясь на свой опыт, каков ресурс деталей разных изготовителей.

На практике же большинство частников, боясь низкого качества запчастей, перекладывают их выбор на клиента. А потом начинается: «не то привез, надо было вот такое», или еще проще — «что привез, то и поставим, с нас взятки гладки». Кстати, этим грешат и некоторые СТО.

Преимущества самостоятельных мастеров перед СТО в более гибком графике работы. Частник может заняться вашей машиной и вечером (при хорошем стимуле — и ночью), и в выходные, когда большинство станций не работает. Правда, под праздники машину в ремонт лучше не отдавать — толку все равно будет мало. Разве что вы отыщете абсолютного трезвенника.

Еще совет. Учитывайте сезонный фактор. Если будете, как большинство автомобилистов, неоригинальны, то есть начнете искать мастеров весной, то к рекомендованному специалисту можете и не попасть — у него уже будет очередь. И чем лучше спец, тем она больше, потому что весной к нему приедет вся его постоянная клиентура плюс такие, как вы.

Мораль: если несколько человек стопроцентно гарантировали этого мастера и вы хотите к нему попасть с крупным ремонтом машины, то обратитесь в ремонтное «межсезонье» — осенью или зимой.

Отмечу, что существует еще и прослойка между двумя полюсами — частниками и СТО: полукустарные частные мастерские. Их станциями техобслуживания трудно назвать, потому что под словом «СТО» я подразумеваю нечто большее, чем наличие смотровой ямы или подъемника да пары стендов в крохотном помещении.

Такие мастерские занимаются одним-двумя видами деятельности — шиномонтажом, балансировкой колес, регулировкой развала-схождения, заменой масла — и за счет специализации быстро и хорошо с ними справляются.

Александр ЕЛЬЧИЩЕВ

18
12 мая 1999

alex

Блог Александра Ельчищева

Вам может также понравиться...

комментария 2

  1. babaykin:

    Есть несколько вещей, общих по отношению к СТО и гаражным мастерам, которые надо знать.
    1. Каждый мастер считает своим долгом ругать ВСЕХ остальных мастеров, а при попадании к нему ранее не виденной машины обязательно приложит крепким словом весь стиль обслуживания данного автомобиля «до него». Относиться к этому надо философски и ни в коем случае не кидаться в ту крайность, что после череды криворуких ремонтников наконец-то попал в руки настоящего автогуру и «теперь только к нему». На самом деле все ремонтники примерно одинаковые, а хаять друг друга — это часть их профессии. Оценку одним ремонтником работы другого можно выслушивать, можно мотать на ус, но не следует относиться к этому настолько серьезно, чтобы отказываться от услуг одного мастера из-за антирекомендации другого и тем более — начинать отговаривать других.
    2. Важным отличием СТО от гаражников является тот неоговоренный в статье фактор, что на СТО люди работают за зарплату, а гаражник в свой карман. Следовательно, гаражник «найдёт» и предложит заменить узел, который скорее всего действительно проблемен, но в принципе еще «походил» бы, в той же ситуации, когда на СТО на этот узел не посмотрели бы в упор, потому что от того, что они его заменят, им зарплату не прибавят, а деньги, уплаченные клиентом, уйдут в кассу предприятия и там растворятся. Таким образом, лучшей разновидностью ремонтника является «честный гаражник» — не тот, который после 3 секунд нахождения в яме под Вашей машиной, вылезает оттуда с матами и кучей идей по немедленной замене им половины Вашей слесарки за Ваши деньги, а тот, который ремонтирует прицельно и скупо, даже как бы немного лытает от работы, говоря клиенту, например: «У тебя сцепление кончается. Хочешь поменять — давай поменяю, но так-то смотри, еще ездить можно пока». Это хороший стиль — мастер, значит, не прочь получить немного ваших денег сейчас или чуть позже, и деликатно сообщает, за что именно он намерен их получить, но беспардонно «лечить» малограмотного клиента не приучен. Ну и конечно, идеальным случаем является тот, когда ремонтник сам покупает запчасти (хотя с покупкой иномарочных запчастей Вам, скорее всего, морочиться придется самим даже у самого лучшего ремонтника).
    3. Косяки бывают у всех. «Безошибочных» мастеров нет, и про каждого мастера в народе ходит несколько историй, как они кому-то что-то починили плохо, или не нашли в чём неисправность, а кто-то другой нашёл. Ни одна из таких баек приговором мастеру не является, ибо не ошибается тот, кто ничего не делает. Максимум, на что годятся такие истории, это определить, какая область работ для мастера является непрофильной, а он просто из жадности берется за нее и не справляется. Это, кстати, налагает некоторые ограничения на изложенный в статье принцип «домашнего доктора для авто» — единственного ремонтника. Как некий идеал, конечно да, но если исторически сложившийся «домашний доктор» Вашего авто, например, слаб как автоэлектрик, то зачем его искушать предложениями выполнить работу, которую он не умеет? Найдите профильного специалиста. Конечно, придётся стоически выслушать от него ряд нелестных замечаний в адрес Вашего «домашнего доктора», его кривых рук и общего стиля обслуживания Вашего авто, который он обязательно охарактеризует как отвратительный. Как к этому отнестись? Правильно! Философски, согласно пункту 1 настоящего комментария 🙂

  2. alex:

    1. мои знакомые мастера не ругают предыдущих, ну если только накосячено сверх меры 🙂
    2. СТО разные бывают. И мастера тоже. В принципе верно, но в моей практике десятки случаев, которые не вписываются в данную схему. А так — замечание интересное.
    3. Я знаю мастера на протяжении 23 лет, у которого не было косяков. Но повторяю, у меня нет криворуких приятелей в этом деле. Мы работали в лихие девяностые, иномарки тогда были не у колхозников. Ответственность была колоссальной. У криворуких или советчиков невпопад были серьезные проблемы. Парень, электрик, с которым я работал, лишился квартиры по собственной глупости. Так что там был суровый естественный отбор. В нескольких мастерах, которые прошли тот отбор, я полностью уверен.

    Насчет специализации я писал. Да, невозможно охватить все. Я, например, люблю двигатели, а вот трансмиссию, включая сцепление (которое крепится к двигателю и вроде смотрится его частью) и ходовую, электрику терпеть не могу.
    Но есть люди, которые могут все «по железу», например, им без разницы, где этот узел или деталь. Он ее может отремонтировать, т.к. не просто сборщик, а станочник высочайшей квалификации. Но это удел немногих. Очень немногих. Недаром ему везут со станций иномарок восстанавливать узлы и детали.
    Про его способности можно почитать в статье про проточку тормозных дисков на машине — http://alex-elch.ru/pochemu-bet-rul-u-desyatki-kak-ustranit-vibratsii-na-rule/

    А упомянутый в статье «спец» по кузовному ремонту, видимо, этот отбор не проходил. Когда я забирал у него машину, подъехал серьезный джипяра и вывалившийся оттуда народ стал спрашивать электрика. Я пожал плечами, не знаю, мол, здесь электриков. И тут тот товарищ выбегает и кричит на ходу: «Это я, я электрик!» Да, думаю, батенька… В общем, к гадалке мне ходить не надо, чтобы узнать дальнейшую судьбу такого раздолбая. Ведь было это в девяностые.

Добавить комментарий