RENAULT SPORT SPIDER

Рено Спорт Спайдер

Прототип этого автомобиля появился на Женевском автосалоне 1995 года. Мало кто верил тогда, что ему не уготована судьба многих концепт-каров — кочевать по выставкам в качестве «свадебных генералов». Но полтора года упорного труда и 8 млн долларов, ушедших на разработку этой модели, видимо, показались слишком большими затратами, для того, чтобы автомобиль стал просто экспонатом заводского музея. В конце того же года был налажен выпуск спортивного родстера в Дьепе.

Представьте реакцию нашего человека, если ему предложат приобрести иномарку за 35 тысяч долларов (плюс растаможка!), у которой не предусмотрен ни кожаный салон, ни АБС, ни кондиционер. Что кондиционер , печки даже нет! Да и зачем она, если крыши и ветрового стекла нет (все равно что обогревать открытый подъезд).
Только вот не предложат. Такой родстер (или спайдер, что по сути одно и то же) создан европейцами для европейцев и американцев, знающих толк в наследниках знаменитого Lotus Seven , “Катерхемах” и “Донкенвортах”, а также в “Кобрах”, и дилерами Renault не поставляется в Россию…

Трудная задача

Перед командой дизайнеров под руководством Патрика Ле Кемана была поставлена трудная задача: предложить фанатам открытых машин “мускулистый” и в то же время утонченный, ультрасовременный, но с ностальгическими нотками по довоенной и послевоенной гоночной классике, прочный, но легкий, мощный, но безопасный, простой, но изысканный автомобиль.
Что ж, стилисты фирмы успешно справились с заданием, Renault Sport Spider действительно отвечает всем этим требованиям.
Небольшой автомобиль с длиной и колесной базой чуть большими, чем у “Таврии”, смотрится настоящим “формульным” болидом благодаря сочетанию 1,1-метровой высоты (с дугой безопасности , 1,28 м), низкой посадке и огромным 16-дюймовым легкосплавным колесам со сверхширокопрофильными шинами. Внушительность родстеру придают огромные воздухозаборники, рельефно выделяющиеся на боковой поверхности, и большие обтекатели фар. Способствует заданному имиджу (и, конечно, безопасности) нависающая над сиденьями внушительная дуга безопасности с подпорками. Отчетливо видны сварные швы в месте их соединения с кузовом, но в этом особый шарм.
Автомобиль смотрится этаким крепышом благодаря и полноватому задку с коротким свесом. Органично смотрятся отдельные круглые “поворотники” и габаритные огни, напоминающие светотехнику спортивных машин пятидесятых.

Все на виду

В отличие от родстеров других фирм, доступ в салон которых , дело прозаичное, ничем не отличающееся от посадки в сотни других обычных автомобилей (ну разве что иногда на месте привычной ручки , экстравагантные кнопки), в Renault Sport Spider эта обыденная процедура вызывает бурю эмоций у окружающих.
Дело в том, что двери у французского спайдера гильотинного типа (впрочем, на родине гильотины их так не называют, предпочитая сравнивать их с надкрыльями жуков). Они эффектно поднимаются вверх. Кстати, никаких ручек-кнопок на дверях Renault Sport Spider нет. Да и зачем? Крыши нет, боковых стекол тоже нет (если не считать небольших жестко закрепленных форточек) , берись за саму дверь и открывай-закрывай.
Дверь надо только стронуть с места , заботы по ее подъему берет на себя пневматика.
Заглянем внутрь спайдера. Его кокпит по-спартански непритязателен и аскетичен. В нем доминирует полированный алюминий. Причем рамка лобового стекла, передняя панель в виде поперечного бруса, щиток приборов, внутренние ручки дверей, круглый набалдашник рычага коробки передач , матовые, а верхняя часть высоких порогов отполирована до зеркального блеска, так что в ней отражаются довольные физиономии водителя и пассажира.
Анатомические сиденья, традиционные для подобных машин, обтянуты специальной водоотталкивающей тканью ТЕР. Забавно было наблюдать, как немцы на автосалоне ерзали в них, пытаясь поудобней устроиться в жестких сиденьях. Вспоминали они, скорей всего, более комфортные кресла припаркованных у выставочного комплекса своих авто. Некоторые пытались отрегулировать под себя сиденья, но не тут-то было. Эти “неправильные” французы, идущие в автомобилестроении своим, одним им ведомым путем, сделали довольно оригинальную регулировку кресел.
Чтобы изменить наклон спинки, надо открутить болты (!) и зафиксировать сиденья в одном из трех предусмотренных положений. Представляете европейцев, избалованных электроприводами в своих автомобилях, с головкой и трещоткой в руках? Но ведь этот аппарат, ближайший родственник багги, для настоящих мужчин, не так ли?
С наклоном спинки вроде все ясно, а как быть с продольным перемещением водительского сиденья? Вдруг французы не угадали ваш рост и придется искать ногами алюминиевые перфорированные педали? Ведь привычных “салазок” у кресел нет. Проблему эту стилисты департамента индустриального дизайна Renault решили тоже не совсем привычным образом , педальный блок регулируется (!) в 124-миллиметровом диапазоне. Что ж, если гора не идет к Магомету…
Щиток приборов как-то не по-французски аскетичен. На нем всего три прибора: большой тахометр расположен в центре, по бокам , указатели давления масла и температуры охлаждающей жидкости. А что же спидометр? О нем забыли создатели цивильного багги? Нет, он все же есть в наличии. Его позаимствовали у малыша Renault Twingo и поместили в верхнюю часть центральной консоли.
Нелегко, наверное, будет на скорости разбирать цифры на его жидкокристаллическом дисплейчике. Ну да Бог с ним, в открытом автомобиле скорость можно почувствовать и по такому верному признаку, как нарастание аэродинамических шумов.

Клин клином вышибают

Прототип Renault Sport Spider и первые полтысячи серийных машин (если, конечно, выпуск четырех спайдеров в день на заводе в Дьепе можно назвать серийным выпуском) комплектовались оригинальнейшим устройством вместо лобового стекла. Его название можно перевести как отсекатель воздуха или ветра (термином “аэродинамический экран” французы в данном случае не пользуются, он появился в описании машины на английском языке).
Суть изобретения (хотя кто поручится, что подобное решение не родилось в автомобильных или авиационных умах на несколько десятилетий раньше? По слухам же оно используется уже на некоторых типах катеров) в том, что встречный поток воздуха, пройдя под широким дефлектором, вырывается с большой скоростью из двух узких щелей под углом примерно в сорок пять градусов и служит своеобразным воздушным щитом (или аэродинамическим экраном), предохраняя лица сидящих в спайдере от ветра.
На рисунке в материалах фирмы демонстрируется эффективность этого интересного устройства: стрелками показаны разделенные им воздушные потоки. Красиво и оригинально. Но какова его эффективность на практике?
Пришлось поискать отзывы тех счастливчиков, которые имели в своем активе поездки на этом дорожном багги. Как оказалось, смельчаков, рискнувших прокатиться в полном смысле с ветерком, то есть без ветрового стекла, и способных кроме устных отрывочных междометий, оставить свои ощущения на бумаге, оказалось не так-то уж много. Среди них , французские и английские журналисты.
Первые не мудрствуя лукаво носились под моросящим дождем по Парижу, вторые, видимо, чтобы не встречать восторженные взгляды представительниц лучшей половины человечества и тем самым сохранить чистоту эксперимента, выбрали трек.
И что же? Французы отметили эффективность отсекателя воздуха, который действительно отклонял основную часть воздушного потока и отбрасывал его к верхней части дуги безопасности даже на скоростях, близких к максимальным. А вот дождь стал досаждать им уже на скорости 130 км/ч , капли, словно иголки, вонзались в лица.
Англичане же с интересом наблюдали, как чудо-устройство исправно перемалывает несчастных насекомых, и все ждали, когда же какой-нибудь жук испытает на прочность их солнцезащитные очки. А если бы, не дай Бог, камушек или стриж, способный летать со скоростью 100 км/ч (и плюс их двести)? Так и хотелось сказать: “Шлемы надо надевать в таких случаях, господа. Даже велосипедисты в ваших странах с “пустой” головой не ездят”.

Алюминий нынче в моде

Пластиковый кузов у Renault Sport Spider, как и у английского соперника , Lotus Elise, крепится на пространственное шасси, сваренное из прямоугольных алюминиевых профилей. Выбор столь редкого и дорогого еще материала для несущих систем шасси объясняется легкостью и прочностью “крылатого” металла. Если бы для пространственного каркаса применялся традиционный материал , сталь, то спайдер весил бы на 40% больше.
Создание такой легкой и прочной конструкции невозможно было без партнерства специалистов Renault и компании Hydro Aluminium, датского отделения крупнейшего в Европе норвежского производителя алюминия Norsk Hydro a. s.
При очевидных достоинствах , легкости, стойкости против коррозии , этот металл все же вызывает у автолюбителей некоторое недоверие. Как у автомобиля с алюминиевой рамой обстоят дела с пассивной безопасностью?
Специалисты Renault смоделировали на компьютерах фронтальное столкновение спайдера на скорости 56 км/ч при 40-процентном перекрытии и выяснили, что передняя часть алюминиевого шасси поглощает энергию удара в полтора раза эффективнее, чем стальная конструкция. В результате кокпит, защищенный мощным силовым каркасом, вообще не пострадал, а руль чуть стронулся с места.

“Формульная” подвеска

В создании столь необычного для Renault автомобиля принимала участие и французская компания Fiоr Concept. Расположенная в Ногаро, неподалеку от известного трека, эта фирма в течение пятнадцати лет занимается усовершенствованием спортивных мотоциклов и автомобилей. Ее специалисты приняли участие в разработке шасси и подвески. Последняя, несмотря на то что создавалась для дорожного автомобиля, получилась по-настоящему “формульной”.
В передней и задней подвеске применены треугольные рычаги с просечками для уменьшения неподрессоренных масс, шаровые опоры крепятся непосредственно к пространственной раме (такое решение практически не встречается у дорожных машин). Необычно расположены и демпфирующие элементы передней подвески , поперек горизонтально.
Ступицы колес вместе с тормозными вентилируемыми дисками и суппортами заимствованы у спортивного Alpine A610. Тормоза у небольшого спортивного автомобиля получились отменными: мощные тормозные механизмы от последнего представителя легендарной спортивной французской марки в сочетании с малой массой спайдера.

Среднемоторная компоновка

У подобных машин традиционна центральная компоновка силового агрегата , двигатель с 5-ступенчатой коробкой передач расположен поперек перед задней осью. Интересно, что и здесь французы соригинальничали: силовой агрегат подвешен в моторном отсеке на растяжках для снижения передаваемых на шасси вибраций.
Двухлитровый 150-сильный двигатель был взят у Renault Clio Wiliams. Этот 16-клапанный агрегат был немного доработан для дорожной машины. Улучшилась его тяговитость: 85% максимального крутящего момента достигаются уже при 2500 об/мин. Ну и конечно, раз он предназначен для “нормального” автомобиля, то его выхлоп укладывается во все европейские экологические стандарты.
Renault по примеру других фирм, дабы привлечь внимание к своему спайдеру, учредила чемпионат этих автомобилей с внушительным призовым фондом. Для этих “покатушек” на Sport Spider устанавливают форсированный 180-сильный двигатель и 6-ступенчатую коробку передач, дорабатывают подвеску и тормоза, меняют шины. Снаряженную массу автомобиля для гонок уменьшают на 80 кг. Для этого убирают ненужный для состязаний балласт , пассажирское сиденье, например.
Renault Sport Spider выпускается в Дьепе. И в этом есть своя символика: именно в этом городе до недавнего времени создавались спортивные автомобили марки Alpine, находившейся под патронажем Renault. Выпуск последнего представителя этой марки , Alpine A610 , был прекращен три года назад. Уходя, он поделился с маленьким Renault частью проверенных на дорогах и треках агрегатов. Теперь за спортивный имидж французской марки отвечает экзотический спайдер.

Технические характеристики Renault Sport Spider

Двигатель F7R 710
Число цилиндров 4 в ряд
Рабочий объем, куб.см 1998
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 82,7/89
Макс. мощность, л.с./об/мин 150/6000
Макс. крутящий момент, Н*м/об/мин 186/4500
Трансмиссия 5-ст., механическая, привод на задние колеса
Шины передние/задние 205/50 VR16/255/50 VR16
Тормоза передние/задние дисковые вентилируемые (диаметр — 300 мм)
Размеры, м:
Длина х ширина х высота 3,81 х 1,83 х 1,28
Колесная база 2,35
Диаметр разворота 9,8
Масса, кг собственная 790
Емкость топливного бака, л 50
Макс. скорость, км/ч 210
Время разгона, с:
0 — 100 км/ч 6,5
0 — 400 м 14, 2
0 — 1000 м 26, 5

Александр Ельчищев
Фото автора

19
13 мая 1998

alex

Блог Александра Ельчищева

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий