Автопутешествие на Байкал. Часть 1

Поездка на Байкал на автомобиле из Нижегородской области

Поездка на Байкал на автомобиле из Нижегородской областиал. Часть 1. Дорога туда и обратноС Андреем Бабайкиным мы знакомы заочно — неоднократно пересекались на автомобильных форумах. В конце лета 2012 года он совершил с друзьями автопробег на ВАЗ-2112 из Сарова Нижегородской области на Байкал. Вот об этой поездке, о которой мечтают многие, но побаиваются ее осуществить, я его и расспрошу.

Саров-Арзамас-Вад-Перевоз-Лысково-Чебоксары-Казань-Наб.Челны-Уфа-Челябинск-Екатеринбург-Тюмень-Ишим-Омск-Новосибирск-Юрга-Томск-Красноярск-Иркутск-Сахюрта-Иркутск-Листвянка-Иркутск-Красноярск-Кемерово-Юрга-Новосибирск-Омск-Ишим-Курган-Челябинск-Уфа-Самара-Димитровград-Ульяновск-Саранск-Краснослободск-Саров

— Андрей, я не спрашиваю почему Байкал? Ответ очевиден. Если ехать на восток России, это первая, хотя и не близкая, значимая цель. Объект мирового значения, удивительное священное озеро.

— Ответ не настолько очевиден. Байкал – не самая близкая цель на востоке нашей родины для «этнического автотуриста», например, Алтай, Тува и тем более Аркаим, Пермская аномальная зона – всё гораздо ближе. Но Байкал – это цель, скажем так, яркая. До нее можно додуматься без специальной теоретической подготовки, что как-то раз за столом, за которым сидели трое друзей – Вован, Андрей и Михаил — и произошло.

Но с другой стороны, это почти максимальный автопробег по России, который можно осуществить на легковом автомобиле в нормальном режиме, не ради одного принципиального экстрима – ибо как раз в районе Байкала дорожные сети Европы и Сибири, с одной стороны, и Дальнего Востока с другой, размыкаются. На многострадальной дороге Чита-Хабаровск, которая была назначена связать их, твердое покрытие то ли достроено, то ли не достроено, до Европы об этом доходят вести только в виде легенд и рассказов немногих непредвзятых (неангажированных) ездоков в те края.

Образцовый пример такого отчета я очень люблю читать и перечитывать, это на форуме лендкрузеристов, как люди съездили из Москвы в Магадан в 2011 году на внедорожниках, прошли так называемый «110-й км» летом, вот это самцы, так у них путь до Байкала закономерно описан на 1 странице форума как «выехали, вот уж Киров, вот стелла Европа-Азия, а вот уже Иркутск. Ну щас начнется :)». Прошли они и значительный кусок трассы Чита-Хабаровск на обратном пути, о чем в их отчете есть лаконичная, но ёмкая фраза «есть и участок старой дороги». 53 дня длился их пробег. На их фоне мы ничего сверхчеловеческого не сделали. Но всё равно мы молодцы. 🙂

— Какова была автомобильная концепция поездки? Во, как сложно выразился. 🙂

— Концепция была в том, чтобы, по возможности без дополнительных приключений, доехать до Байкала, точнее до залива Малое море, с попутным заездом во все крупные города и осмотром их, а на Байкале провести около недели с проживанием на цивильной турбазе. Чтобы накрыть больше городов, маршруты «туда» и «обратно» довольно сильно отличались. Реализация — 3 человека на машину (все водители), водитель + штурман + отсыпающийся сменщик на заднем сидении.

Ехать приняли решение одной машиной. Отдельный респект Вовану, который ввиду своего превосходного (и много превосходящего наши с Михаилом) водительского мастерства взял на себя вождение по всем городам-миллионникам маршрута. Это, по сути дела, сделало возможным экскурсии по центрам незнакомых больших городов, а не минование их по объездным, как обычно ездят на дальняк.

— Я в отличие от многих автомобилистов тоже считаю, что ездить по далям надо на одном автомобиле. Пришел к этому выводу после поездок в Европу. Хуже нет, чем ждать и догонять. Особенно на светофорах. И маневренности никакой, и свободы. Получается, как в басне про рака, лебедь и щуку. А на аргумент, что помочь могут и отбуксировать, отвечу – и вероятность поломок возрастает, т.к. больше «железа» участвует пробеге. А насчет отбуксировать, так нас в Германии бросили компаньоны, когда мы сломались. Мне турфирма как-то предлагала разработать туристический маршрут в Европу. Но мой энтузиазм сразу угас, как узнал, что планируется везти за собой караван разношерстного народа.

— План ехать двумя машинами тоже был. Его отвергли как ввиду аргументации, близкой к вышеизложенной, так и по трем другим причинам: второй машиной, доступной «байкальской команде», был Opel Astra с коробкой автомат, который в случае чего не рекомендуется буксировать вообще, еще мы не знали, насколько доступны за Уралом сервис и запчасти на немецкий автопром, и наконец, банально не нашли четвертого водителя, согласного на авантюру и располагающего отпуском в намеченное время.

Еще возникает проблема связи между машинами. Еще лет 10 назад, когда покрытие сотовой сети по России было почти никакое, ездили на дальняк в несколько машин с рациями. Сейчас сотовый ловит на трассах почти везде, но всё равно нет гарантии, что будет связь именно когда она нужна. О том, что поехали одной машиной, не пожалели ни разу.

Поездка на Байкал на автомобиле из Нижегородской области— На ВАЗ-2112 поехали?

 — Да. Фото не даст соврать.

— Сколько намотали?

— Пробег 11 545 км (112 877 км на спидометре на момент начала пробега).

— Прилично. Это все равно, что из Нижнего до западной оконечности Европы через Скандинавию доехать и обратно. И то, у меня выходило чуть меньше — 10 000 км. А по времени сколько?

— Туда 7 суток (с ночевками и заездами в Арзамас, Чебоксары, Казань, Уфу, Челябинск, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск, Юргу, Томск, Красноярск, Иркутск), на месте 8 дней, обратно 5 дней (с заездом в музей деревянного зодчества Тальцы, Листвянку, Иркутск, Кемерово, Курган, Уфу, Самару, Ульяновск).

Много сожгли бензина? У меня на несильно груженном ВАЗ-2112 с 16-клапанным двигателем в среднем по прямой 5,5 л/100 км получалось. Но согласно компьютеру. Так не считал.

— Машина была сильно загружена сильно – три седока далеко не модельной комплекции и забитый до отказа багажник. При среднем расходе 5,98 л/сотню (трасса + города-миллионники + несущественное количество реального бездорожья) бензина ушло 691 л. на 17800 р. Это цифра в оба конца. Ошибки нет.

Кстати, средняя цена бензина по стране, полученная делением затрат на литраж, составляла летом 2012 года 25 р.76 коп. Каждый читатель может сравнить эту цифру с той, которая была у него в регионе и понять для себя, дешевый у него в регионе бензин, средний или дешевый. Например, на Нижегородчине – средний или дорогой. В Сарове – очень дорогой.

Поездка на Байкал на автомобиле из Нижегородской области— Готовили машину к дальнему путешествию по нашим дорогам? Ведь у нее почти 113 тысяч километров на одометре было перед пробегом. Хотя «двенадцатая» – довольно живучий аппарат, если целенаправленно ее не гробить. По своей знаю.

— Замена передних стоек амортизаторов (вытекли), подтекающей прокладки ГБЦ и сальника коленвала, передних тормозных дисков и задних тормозных барабанов со всеми колодками (тормоза били, на одном из снятых барабанов оказалась трещина, а один из дисков — поведён). Течь масла была форс-мажором, замена стоек непосредственно не предшествовала поездке и была сделана не для того специально, чтобы ехать куда-то, а просто нос машины превратился в батут.

В принципе, специально для Байкала делались только тормоза. Но ремонты всё-таки именно перед выездом шли кучно, машинка словно чувствовала, что ее скоро погонят в дальнюю дорогу и выкладывала всё, что у нее накипело.

И, ах да, еще поездка ускорила решение нескольких косметических проблем — отучение стеклоподъемников от зажигания, снятие тонировки, по прозрачности сравнимой с асфальтом, с заднего стекла (от предыдущего хозяина), установка ветровичков на окна (чтобы делать щёлки в дождь от духоты – ветровики когда-то были, растерял, эти заправляются на клею под рамку двери, фиг потеряешь), новых «дворников», замена магнитолы на новую с гораздо более удобным интерфейсом и пониманием флэшки (как раз на 30-ник друзья подарили перед выездом), очень «вовремя» разорвалась последняя ниточка резинки, на которой висит глушитель… Но это мелочи. Ну, сход-развал само собой.

Никаких СПЕЦИАЛЬНЫХ мер к машине не предпринималось, типа усиленной подвески, увеличения дорожного просвета или колёс каких-нибудь особых.
Колёса были даже довольно бывалые, я купил машину на них не новых и сам уже проехал на них до Байкала тысяч 30. Видите на фото, даже диски разные. Был некий понт именно в том, чтобы съездить на машине «as is». Никаких задач сделать их нее суперкар или вездеход не преследовалось, она просто приводилась к исправному состоянию.

Пост-фактум довольно вскоре после поездки пришлось поменять и задние стойки, еще заводские. Отзвук груженого зада и не всегда хорошей дороги. Кстати, машине были обещаны новые летние колеса, если она хорошо покажет себя в пробеге – и по возвращении они были ей куплены и торжественно обуты.

Поездка на Байкал на автомобиле из Нижегородской области— Ну и как? Хватило такой косметической подготовки? Были проблемы с автомобилем в пути? Какие запчасти с собой везли?

— Проблем с машиной ноль, если не считать перегоревший габарит и чуть сместившийся от прыжка на яме кожух ремня ГРМ, отчего ремень стал по нему чиркать. Исправлено за десять минут, из которых девять минут искал ключ на 10 в недрах забитого багажника. На другой яме помяли колесный диск, отрехтовали молотком и дальше поехали. Запчастей с собой не брали, по сути, никаких, разве что комплект свечей, лампочки, предохранители, ремень генератора, ремкомплект колеса и элементарные инструменты. Это был «прыжок веры», который оправдался.

—  Какие там дороги? Ведь большинство автомобилистов уверено, что плохие. Раньше уж точно. Один француз, с которым я переписывался во время его кругосветки, просил рассказать про них. Я ему выслал интернетовские фото, и у него желание пропало. А ведь его не испугало даже землетрясение в Азии, в эпицентре которого он оказался. Правда, это было десять лет назад, и хотел он доехать не только до Байкала, а до Якутска. Ну я ему фото якутской «трассы» и выслал.

— Понимаете, любая информация о трассе, если этой информации лет 3-5, может считаться неактуальной. За это время существующую дорогу успеют 3-5 раз разбить в щепки и 1-2 раза починить, так что информация более чем полугодичной давности – ни о чём. 🙂

Летом же 2012 года впечатление осталось следующее. То, что в России не строятся новые дороги, оказалось вредным стереотипом. Они строятся в циклопических масштабах. Совсем новых, правда, мало – в основном, совсем новые дороги сопряжены с въездами/выездами из городов, т.е. строятся развязки, примычки… Или расширяются существующие, или грунтовую дорогу делают асфальтовой, но стройки очень много. К тем участкам, где грунтовая дорога была грунтовой от веку, вопросов нет, и видно, что по крайней мере крупные грунтовые направления закатывают в асфальт авральными темпами. Другое дело — что не везде поддерживаются в порядке имеющиеся асфальтовые. Несколько хороших ям мы, что греха таить, за 12000 км «собрали».

Поездка на Байкал на автомобиле из Нижегородской областиСамое тягостное впечатление именно от дорог с условно твердым покрытием осталось от Тюменской области, при том, что речь идет о двух федеральных трассах («туда» мы ехали через Тюмень, «обратно» — через Кемерово и Курган). Мост через реку Ишим был в таком состоянии, что по асфальту проскребли защитой картера, притом что ни единой трещины на асфальте нет – он был ИЗМЯТ. Знаете, в сильную жару асфальт, находящийся в полуаморфной фазе, начинает волнами собираться на автобусных остановках – автобусы его, как утюги, накатывают волнами на свой «берег». Тут то же самое, только доведенное до ужасного состояния. Перед мостом знак, запрещающий движение тракторов, и белая табличка «Запрещается транспортировка грузов волоком». Состояние покрытия намекает, что запрет регулярно нарушается, в т.ч. при температурах в тени свыше 35 (а мы как раз так и ехали).

Также трудно будет забыть участок Пеганово-Бердюжье на обратном пути. Это 20 км убитейшей грунтовки (хотя есть версия, что когда-то очень давно это была дорога с твердым покрытием, т.к. иногда попадаются клочки остаточного асфальта метров по 200), по которой караваном идут в обе стороны фуры. Перед нами шла фура со рваным в клочья колесом, по обочинам тоже валялись рваные колеса, шиномонтажей нет, заправок нет. Средняя скорость 15 км/ч. Это — сюрприз! — тоже Тюменская область.

В среднем же дороги в России нормальные, если не съезжать с федеральных трасс.

— Значит, теперь там не так все страшно, как раньше?
— Да.

— Читать отчеты об автопутешествиях на Байкал годов так 2008-х просто страшно, люди ехали по изрытой грунтовке на огромных участках М53, на которых для нас это был новенький автобан. Причем мы даже сами (местами) назад возвращались как будто по другой дороге — за две недели реально ввели много километров нового полотна. Где на пути «туда» стояли рогатки и знаки объезда, на пути обратно мы ехали по новому автобану.

Дорогу непосредственно к берегу Славного Моря, последние 40 км, строили в наше пребывание такими темпами, как будто туда через неделю собирается с инспекцией Путин. Попадались во множестве неизвестные свежему навигатору кольца на перегоне Красноярск-Иркутск; правда, кольца какие-то, по скромному мнению неместного критикана, бестолковые – в них переделаны Т-образные перекрестки, притом перекладина буквы Т это трасса М53 «Байкал», а ножка – дорога поселкового значения, с которой, скорее всего, выезжает одна машина в час. Также обнаруживались строящиеся многоуровневые развязки, четырехполоски, сделанные путем удвоения бывшей двухполоски (так что навигатор по многу километров ругался, что мы едем по полю рядом с дорогой), новая объездная Юрги и какой-то совсем новый выезд из Иркутска… Дорогу от Томска до Красноярска асфальтируют, правда до Мариинска еще попадаются участки грунтовки, но зато то, что успели построить, позволяет развивать СРЕДНЮЮ трассовую скорость 102 км/ч глухой ночью!

Но, правда, 70% сказанного относится к Сибири.
Автопутешествие на Байкал из Нижнего Новгорода— Запомнились ли цены на бензин по дороге? Где был самый дорогой? Как качество?

Самый дорогой бензин — Тюменская область. В районе 28 рублей за литр 92-го бензина. Сразу видно — нефтеносный край. Самый дешевый — Томская и Кемеровская, цена летом 2012 года на всех заправках, брендовых и небрендовых, была 23,40 руб.
Видимо, некая административная воля. Надо сказать, что между Тюменью и Красноярском имеет место почти полное господство заправок Газпромнефть.
Лицам, имеющим внерациональное пристрастие к Лукойлу — не ездите, господа, в Сибирь. Там нет Лукойла.

— О, это камень в мой огород. Я заправляю машину исключительно на этих заправках. Но у меня уважительная причина – шестнадцатиклапаник. Хотя был раз казус, как только купил машину. Заправился на Лукойле, а уехать не могу. Потом присмотрелся, а там бензовоз стоит. Видать, только что слил, и все там в подземной емкости перемешалось, что ли, или не то привез. Не знаю. С тех пор стараюсь там без нужды не заправляться. Хотя мой знакомый на этой АЗС потом работал одно время и божился, что там постоянно лабораторные проверки.

— Ну а о качестве бензина, имея ВАЗ 2112 с 8-клапанным двигателем (редкость, кстати, такое сочетание), судить не могу. В этом всеядном двигателе, да на трассе в непрерывном режиме, да жарким летом (в Омске было +36, в Тюмени и Новосибирске тоже за 30) любой бензин сгорит.

А истории «про плохой бензин на заправке №…», я считаю, надо разбирать в каждом конкретном случае. Может, если бы был хроноскоп, то удалось бы заглянуть в прошлое и узнать, что прецедентом, после которого водитель стал навязчиво делить бензины и заправки на «хорошие» и «палёные», была не заправка действительно плохим бензином, а перепутанные пистолеты с 92-м и соляркой…

— Восьмиклапанник предпочтителен для дальних поездок, более надежный. У меня с ним целая история была в Германии. Оборвался ремень ГРМ на «десятке», а клапана не погнулись. Немцы не поверили, что такие двигатели существуют. Сбежалась целая СТО посмотреть на такое чудо. Как-нибудь расскажу.

Попадались участки, где негде заправиться, поесть, переночевать на протяжение сотен километров?

— Если речь о федеральных дорогах, где есть поток дальнобойщиков — то нет. Да и на второстепенных не критично. Не так, чтобы встать без бензина, если голова есть.
В конце концов, если вдуматься: самый длинный перегон между столицами субъектов федерации – это Красноярск-Иркутск, 1000 км. Бак двенашки 43 литра, что при вышеупомянутом расходе 5,98 литра на сотню позволяет проехать на этом баке более 700 км. То есть достаточно, чтобы между Красноярском и Иркутском была всего лишь одна промежуточная заправка. Естественно, там их намного больше одной. 🙂

Ближайшая заправка к побережью Малого Моря, вполне современная, находится в таком месте, что туда и дороги-то еще асфальтовой нет. Там как раз развилка двух жутких грунтовок — одна дальше на МРС/Сахюрту, другая на Сарму и Курму.
И в этой вилке — заправка всего-то по 26,50 руб. за 92-й бензин.

DSCN1329Переночевать тоже без проблем. Правда, в мотелях мы ночевали только два раза – один раз перед Новосибирском «туда», второй раз перед Самарой «обратно». Ночевать советую именно в мотелях на трассе – это дешево, порядка 1500 руб. за 3-4-местный номер, притом что условия и проживания и общепита по крайней мере в обоих мотелях, где мы ночевали, были шикарные. Стоянка машины была бесплатна. В городах вы таких цен и таких условий не найдете.

Остальные ночи мы или ехали напролёт, или спали в машине на стихийных стоянках дальнобойщиков. Один раз, в самую первую ночь перед Чебоксарами, разбивали недалеко от трассы лагерь с палаткой, но больше этого не делали – жалко было времени на поиск хорошего места, а потом на собрать-разобрать весь багажник и развертывание лагеря, а поутру на осуществление обратных операций. Палатку в целом прокатали зря, но честно говоря, несколько фоток с нашего единственного палаточного привала – одни из любимых. Они какие-то очень «дорожные», динамичные. 🙂

Вообще начинающим автотуристам совет: СНИМАЙТЕ БОЛЬШЕ ВИДЕО!

Про просто поесть даже говорить не о чем, вдоль всех дальнобойных троп пункты питания, часто сопряженные с гостиницами, душем, магазинчиками продовольствия, автозапчастей и сканвордов, расположены плотно. Качество разное. От одного «кафе» недалеко от Екатеринбурга остались забавно-негативные впечатления о сервисе, качество которого там вполне отвечает статусу держателей кафе, спустившихся с гор Кавказа, скажем так, совсем недавно.

Короче, все как в европейской части страны.

— Немаловажный для всех автомобилистов вопрос насчет гаишников.

— Останавливали для проверки документов за 12000 тысяч километров раз шесть или семь. Никаких проблем. Но гаишники, в отличие от заправок «Лукойл», по всей стране есть и работают на дорогах. Даже в рыбачьем поселке МРС, «столице» Малого Моря, каждый день почти дежурит в переулочке засада ДПС.

Новый страшный жупел автомобилистов – «а вот через месяц придет тебе на 5000 руб. штраф с камеры» – нас, видимо, миновал. Тому уж год скоро, а штрафов не пришло.

— Тогда и другой важный вопрос. Как с криминалом на дорогах? Раньше на этом большаке, по которому гнали тачки из Владика, «работали» лихие люди.

— Не столкнулись, и слава Богу. Нас очень сильно предупреждали о Симском перевале (через Урал между Уфой и Челябинском), что это такое опасное место, где щемят дальнобойщиков. Что его надо проходить засветло, без остановок.
Может, рассказчики вспоминали свою дальнобойную юность 90-х, потому что мы ненамеренно «подгадали» так, что в оба конца проходили перевал ночью.

По сторонам дороги – заправки (кстати, именно на Симском перевале на заправке Башнефти имеется, вероятно, самый чистый сортир России среди сортиров системы «дыра в земле» – отдраен до выставочного состояния), закрытые по случаю ночи рыночки со всякой дребеденью, ночующие лагеря фур. Мы тоже останавливались — кофе попить, пофотографироваться на фоне лежащего в долине г. Сим в утренней дымке. Ничего особенного. Трасса как трасса. Просто идет сначала в гору, потом с горы.

—  Были ли опасные ситуации на дороге?

— Было несколько опасных эпизодов, вполне укладывающихся в бытовую практику вождения по загородной трассе. Ничего такого, после чего начинаешь отмечать свой 2-й (3-й, 15-й) день рождения, в пробеге не случилось. И слава Богу.

— Что скажете о больших городах на пути?

— Великая и ужасная тройка, где движение наиболее чудовищно и неорганизовано — это Казань, Самара, Иркутск. Иркутск — просто филиал ада, Калькутта. Омск запомнился тем, что там очень любят сигналить по поводу и без повода, как будто у омичей от каждой педали кинут проводок на фафакалку…

— Прямо Каир какой-то. 🙂

— … и тем, что в городе явно процветает культ спорта, как, например, еще в Саранске. Еще там циклопическое здание городской библиотеки.

Екатеринбург — тем, что мы успели сфотографироваться на фоне памятника Борису Николаевичу Ельцину за пару недель до того, как злодеи облили его, белоснежного и мраморного, чернилами и встал вопрос о его реставрации или демонтаже. Мы услышали об этом по радио, когда ехали назад через Уфу. И еще его новой футуристической архитектурой небоскребов, на которую открывается прекрасный вид с реки Исеть.
В Кургане и Ульяновске мне очень понравились красивейшие центры этих городов (в Ульяновске — целый просторный пешеходный город из открытых пространств), которым ночь, когда мы прибывали, оказывалась к лицу.

А в Самаре в центре города стоит ракета, а в стене пивзавода есть специальное окошко, из которого продают самое свежайшее пиво. Это место называется «Дно», в Самаре встречается реклама «У нас пиво с «Дна»» (это как знак качества), мы взяли 10 литров, но пили его уже дома. 🙂

А самый скучный город мне лично показался Новосибирск. Только городской пляж р.Обь и остался в памяти.

Еще нашему премиум-водителю Вовану принадлежит мысль, сначала нам непонятная, но сейчас, после неоднократного просмотра фотографий с пробега, кажущаяся все более и более справедливой. Она заключалась в том, что лицо каждого города – это его железнодорожный вокзал, и посещение города должно сопровождаться посещением оного. У нас есть фотографии со многими вокзалами посещенных городов, и надо сказать – идея была блестящая, каждая из этих фотографий действительно является ярким и лаконичным отражением и напоминанием факта – «мы были здесь». Всем советую.

Поездка на Байкал на автомобиле из Нижегородской областиРазумеется, к посещению всех городов мы готовились по Интернету, у нас были распечатки наиболее характерных достопримечательностей с адресами. Правда, города за Уралом промышленные, относительно новые, там нет той напичканности яркой архитектурой, церквями, историческими районами, как это есть в старинных городах европейской части России. Разумеется, где-то есть в этих городах реликты времен, когда это еще был царёв острог на берегах Оби или Иртыша, но это нужно знать, что искать, то есть очень сильно вникнуть в краеведение этого места.

Власти сибирских городов стараются восполнить недостаток «зримых» достопримечательностей – вводят всякие новодельные памятники. Скажем, в Томске есть «памятник счастью» — волк из мультфильма «Жил-был пес», неприметно сидящий на скамеечке на одной аллейке. У него есть кнопка, при нажатии на которую он произносит фразы из мультфильма. Волка этого мы, даром что ночь, нашли, разговорили его, сфотографировались с ним.

А вот в Красноярск мы заезжали только на «Столбы» (реликтовые останцы древних вулканов), где сходили в небольшой пеший поход на смотровую площадку в горах, откуда можно  наблюдать «Столбы» – в Красноярске горы, если кто не знал. Это всё на окраине Красноярска, там частный сектор в предгорьях и спортивно-горнолыжный парк «Бобровый лог». И в тех краях оказался близнец томского волка — волк-спортсмен из «Ну, погоди» перед кассами фуникулёра. Но мы сфоткались, естественно, с ним, поржали. А потом, уже читая непригодившиеся распечатки по Красноярску, узнали, что он тоже говорящий, если нажать на медаль. А мы были не в курсе и не стали саровскими туристами, разговорившими обоих бронзовых мульт-волков России!

— Не расстраивайтесь. Если говорить образно, на вашем счету один гол и одна голевая передача. Наверняка кто-то из саровчан воспользуется этой информацией и разговорит обоих волков. Вот еще такой вопрос. Бытует мнение, что за Уралом все машины праворульные…

— Нет. Это если коротко. Просто «нет». Это миф.
Во-первых, начнем с того, что в любом городе есть класс людей, которые четко знают, что автомобили производятся в Германии и делятся на Мерседес и БМВ, а Япония, Корея и прочий Таиланд — это то место, куда ихний извращенец-начальник несколько раз в год ездит по делам секс-туризма. Премиальные марки немецкого автопрома в городах Сибири представлены с достойной густотой.

Во-вторых, пока мы ехали туда, мы обгоняли много-много автовозов, везущих на восток новые европейские марки. Было много автовозов с разными французами, «Шкодами», даже узбекские «Дэу»! Обратно автовозы — сюрприз — попадались только пустые.
В-третьих, процент японских машин по приближении к Байкалу, конечно, растет. В Новосибирске они уже заметны. В Иркутске процент «Тойот» достигает, наверно, 80%, но из них праворульна только половина. Интересно, что праворульный «Лексус» — это тоже «Тойота», шильдик на нем тойотовский. Остальные 20% — это старые «Жигули» классических моделей, «Волги», разные «Мицубиси» и леворукие «Хундаи». Итого праворульна лишь половина автопарка, примерно.
В-четвертых, местные говорят, что если у местного не очень много денег, например 15000$, то он купит не б/у праворульную японку, а нового корейца с нормальным православным левым рулем. Над мифом европейцев, что за 50 тысяч русских денег можно купить отличную японскую трехлетку с полным фаршем, они только посмеялись. Не знаю, что там во Владивостоке на эту тему, не был. В Иркутской области — вот так. У хозяина нашей турбазы был Шевроле Тахо.

— Хороший выбор. Покатался на нем по Канаде. До сих пор в восторге.

— Ах да. Как только выезжаешь за пределы Поволжья, начисто пропадают «Калины».
Такое ощущение, что все их вбухивают в города, расположенные на Волге и ее притоках. А самая восточная «Приора», с дагестанскими номерами и переделанными дверьми, так что они открываются не как дверь, а вверх как крылышки жука, что нам запомнилась, была в Екатеринбурге. Когда мы увидели «Калину» в Иркутске, мы оживились: смотри, смотри, «Калина»! Там это редкая зверюшка.

— Вы проехали за рулем большую часть страны. Какие-нибудь выводы общего характера пришли в голову во время такого длинного пути?

— Могу сказать, что в автопробеге я нашел русскую национальную идею. Ей является борщ. Потому что из конца в конец нашей необъятной родины именно это блюдо есть в меню абсолютно каждой закусочной на трассе. Стопроцентная культурная универсалия.

А вот православие в его привычных зримых образах – церкви почти в каждом населенном пункте на трассе в средней полосе, пусть полуразрушенные и запустелые, но присутствующие – исчезают примерно тогда же, когда и Калины. За Уралом населенка (большие города не берем) без церквей. На этом фоне запомнилась как особое событие невероятно красивая большая церковь в селении Тельма под Иркутском. Так что пусть РПЦ не обольщается – в забеге европейских культурных ценностей в сторону востока, борщ и шашлык обгоняют православие на несколько тысяч километров и, видимо, на одну-две сотни лет.

Кстати, мой начальник, родом из Восточной Украины, тоже говорил, что при переезде в среднюю полосу РФ его тоже поразила плотность встречаемости храмовых сооружений на квадратный километр. Забавно узнать, что некая деталь, привычная с детства, для людей из других краёв является фишкой твоей малой родины.

  
Беседу с Андреем Бабайкиным вел Александр Ельчищев
Фото Андрея Бабайкина
 
Продолжение о самом Байкале (сервис, проживание, экскурсии и т.д.)

 

alex

Блог Александра Ельчищева

Вам может также понравиться...

комментариев 10

  1. simas:

    Интересно. Много полезной информации. Мечтаю о поездке на Байкал. Далековато, правда. Но обязательно когда-нибудь съезжу.

    А что такое несколько раз упомянутый в тексте МРС?

  2. babaykin:

    На картах конец дороги на Ольхон, упирающийся в берег Байкала, точнее пролива Ольхонские ворота, обозначен как поселок Сахюрта.
    Слово это придумали то ли картографы, то ли чиновники, но местные понятия не имеют, что за Сахюрта имеется в этих краях. Для них поселок, где находится паромная переправа на Ольхон, называется МРС и только так. Расшифровываться это может по-разному: Моторизированная Рыболовецкая Станция, Маломорский РыбСовхоз, и далее. У них даже на автобусной остановке на причале большими буквами написано никакое не Сахюрта, а МРС.
    С этой двойственностью названия я столкнулся в кафешке, где спросил у барменши-бурятки, так ли мы едем на Сахюрту. Она сказала, что не знает такой деревни, за что я ее (за глаза) поругал — как, дескать, можно не знать конечный пункт той дороги, на которой ты кормишь людей и зарабатываешь деньги. Был неправ. Вообще слово «Сахюрта» в этих местах я услышал только от экскурсоводов и одного бурята, работавшего на заправке.
    Итак: МРС=Сахюрта, но второе название — забудьте, оно и непонятно, и выдает вас как неместных.

  3. simas:

    Спасибо. Будем знать. Как поедем, обязательно за местных сойдем. 🙂

  4. babaykin:

    А то ж. Я на Байкале ходил в камуфляжных штанах и берцах, и перед ужином часто тёрся около ворот турбазы «Ветер странствий», потому что там во-первых можно было урвать место в экскурсии, во-вторых имелась полноценная столовая и бар. Так меня новоприбывающие стали воспринимать как охранника, просили запарковать им машину, или подсказать, как найти старшего, или как записаться на экскурсию, или где тут наливают 🙂 Я сначала смущенно отвечал, что я такой же турист, но на некоторый день заматерел и начал давать им те справки, о которых меня просили, не комментируя свой статус 🙂

  5. авточайникRS:

    спасибо за рассказ о дороге
    уже на так страшно стало после прочитанного

  6. Ирина:

    очень красивая природа, просто сказочная!

  7. Серега:

    >При среднем расходе 5,98 л/сотню (трасса + города-миллионники + несущественное количество реального бездорожья) бензина ушло 691 л. на 17800 р. Это цифра в оба конца. Ошибки нет.

    Спасибо за реальные цифры.
    Теперь буду значть на что рассчитывать.

  8. Дмитрий:

    >Как только выезжаешь за пределы Поволжья, начисто пропадают «Калины»

    Забавно. А казалось бы, они на каждом шагу. 🙂

  9. Николай:

    Хорошая статья. Нынче в начале августа сам попробовал трассу до Байкала. Могу добавить только, что цены на бензин немного выросли. Заправлялся 95-м и он доходил местами до 32-90р\л. Да, появился за Уралом 98-ой бензин.

  10. Я живу в Иркутске и по Байкалу уже 30 лет путешествую каждое лето, правда по воде, на лодках. Хотел бы подсказать вот что: вы, начитавшись о красотах наших, стремитесь попасть на Байкал, увидеть чудо всемирное, почувствовать уникальность и силу Его сакральную, едете иногда через пол-страны тысячи км. Но можете разочароваться, попав в залив с пляжем длиной метров 50, на котором будут стоять ещё несколько десятков машин и палаток. Не, дорогие мои, это — Не Байкал! Ни фига вы не поймёте и не почувствуете в таких местах. Там соседи будут всю ночь песни петь, или наоборот на вас ругаться, что вы поёте и их детям спать мешаете. Вечером старики скандалят с молодёжью, из за шума. Утром наоборот — молодёжь хочет спать подольше, а старики купаются и моют посуду. Рыбаки заводят надувнушки на рыбалку. А, если у кого-то юбилей, то ночью ещё фейерверки грохотать начнут — естественно снова скандалы. На Байкале пока слава Богу есть много мест, куда НИКАКАЯ машина не проедет. Просто ставьте машину на любой турбазе. Перегружайтесь на лодку и забрасывайтесь в такие места, где вы будете одни на километры! Вот там дичь и тишина и чистота и рыбалка! Хотите подробнее, пишите https://vk.com/id134823691

Добавить комментарий