Франкфуртский автосалон (сентябрь 1997 г.)

ГЕРМАНИЯ ПРАВИТ БАЛ

Прошедший с 11 по 21 сентября во Франкфурте-на-Майне на территории Messe Frankfurt крупнейший в мире автосалон IAA’97 был отмечен рекордным количеством автомобильных премьер — их состоялось более пятидесяти. По приглашению «Ленэкспо» и Messe Frankfurt выставку посетил наш корреспондент Александр Ельчищев.

Автосалон, отметивший в этом году свой столетний юбилей, собрал на площади 200 тысяч кв. м 1080 экспонентов из 41 страны. По числу участников лидировала Германия — немецких фирм, выпускающих автомобили, запчасти и аксессуары, было больше, чем остальных вместе взятых. По-этому начнем обзор с немецких автомобилей.

Под куполом Фестхалле

Экспозиция Mercedes-Benz, как и в прежние годы, разместилась в Фестхалле — старейшем павильоне выставки. Штутгартцам за его аренду и оформление экспозиции пришлось выложить солидную сумму — 50 млн немецких марок. Но на крупнейшем в мире автосалоне, где игра среди фирм-производителей идет по-крупному, такие затраты оправданы.
У павильона удачное стратегическое положение — он не только расположен прямо у входа на выставочный комплекс, но еще и прикрывает первый павильон, в котором разместился Volkswagen — из-за этого “народные автомобили” трудно было сразу найти. Да и постоянство — не худшая традиция.
Внутри павильона посетителей ждал сюрприз — нетрадиционный осмотр автомобилей. Оставив детей внизу вырезать из разно-цветного картона машины, папы и мамы на эскалаторе поднимались под купол Фестхалле, чтобы затем, спускаясь пешком по серпантину, начать осмотр автомобилей. Колоссальные затраты на такое инженерное сооружение с лихвой себя оправдали: максимально был использован объем круглого здания, где когда-то собирались знаменитые “цеппелины”, а самое главное — посетитель не мог пропустить, даже если бы захотел, ни один экспонат.
На самом верху расположились компактные, длиной всего 3,6 м, мини-вэны А-класса. На позапрошлом Франкфуртском автосалоне эти автомобили были всего лишь концепт-карами, сейчас — это серийные образцы. Короткие высокие автомобили по размерам салона не уступают своим старшим собратьям из С-класса. Впервые в практике фирмы на них применен передний привод и двухслойное днище, а неординарных технических решений в А-классе более двух десятков.
Первый шок от того, что Mercedes внедрился в, казалось бы, нехарактерный для его имиджа класс компактных автомобилей, прошел у почитателей этой марки, но не у конкурентов. Ведь дебютант планирует ни много ни мало отхватить пятую часть рынка подобных автомобилей, потеснив на нем таких мэтров, как BMW Compact, Volkswagen Polo, Audi A3, Renault Megane Scenic.
Но настоящий сюрприз ждал посетителей чуть ниже, среди тюнинговых “Мерседесов” от AMG — на подиуме вращался… трехколесный Mercedes! Я уже морально был готов к встрече с ним: в самолете в “Известиях” прочитал заметку о выставке, где упоминалось об этом чуде, но очная встреча произвела сильное впечатление. Похоже, что “Мерседесу” в последнее время надоел образ создателя автомобиля с традиционным дизайном, и он решил не сдерживать свою буйную фантазию.
Посудите сами: смогли бы вы догадаться, что перед вами отпрыск известной штутгартской фирмы, если бы на дороге повстречали четырехметровый трехколесный автомобиль с одной фарой, в котором двое, подобно мотоциклистам или летчикам, сидят друг за другом. Скорей всего, ближе второе сравнение — вместо руля у F300 (такой индекс пока у прототипа) штурвал и скорость нешуточная — 211 км/ч. Четырехцилиндровым 1,6-литровым 102-сильным двигателем с автомобилем будущего поделился Mercedes А-класса.
После трехколесного транспортного средства двухколесное, на раме которого красовалась надпись Mercedes-Benz, уже воспринималось как должное. Mercedes снизошел и до такой продукции. Только вот велосипед-то не совсем обычный. На нем вы на любую горку заедете: у маленького “Мерседеса” есть электропривод.
Еще ниже расположился новый внедорожник М-класса, который будет выпускаться на новом американском заводе в штате Алабама. Весной следующего года за 61 тысячу немецких марок покупатель сможет приобрести 150-сильную модель ML-230 и за 75 тысяч — 320-сильную ML-320.
Рядом с Фестхалле посетители останавливались перед огромным многоэтажным “аквариумом”, полным, на первый взгляд, игрушечных автомобилей. Лилипуты, находящиеся под стеклом, — плод сотрудничества Mercedes-Benz и швейцарской часовой фирмы SMH и называются Smart.
Эти городские автомобили, по сравнению с которыми мини-вэны А-класса смотрятся настоящими “мерседесами”, — не отдаленная перспектива. Smart, расходующий 4 л/100 км и разгоняющийся до 130 км/ч, планируется запустить в производство в самом ближайшем будущем. Стоить он будет 16 тысяч немецких марок.

Под шатром у BMW

Основные конкуренты — Mercedes-Benz и BMW — расположились по соседству в, казалось бы, совершенно разных павильонах — штутгартцы в каменном круглом Фестхалле, а баварцы в громадном многошпилевом шатре, но при взгляде с высоты Торхауза, высотного административного здания в форме гигантских ворот, их объединяла общая идея цирка — классического и шапито.
Пройдя мимо выставленных в холле довоенных автомобилей с известной бело-голубой эмблемой и двигателей (присутствие среди последних звездообразных авиационных напоминало, что неспроста на эмблеме фирмы стилизованный пропеллер), поднявшись на эскалаторе на второй этаж, прошагав мимо десятков подвешенных вертикально двигателей-агрегатов, в производстве которых баварцы достигли высочайшего мастерства, самые нетерпеливые посетители оказывались в цирковом амфитеатре, где на вращающейся сцене была видна главная премьера из Мюнхена — BMW-Z3 Coupe.
С завидной оперативностью баварцы создали закрытое купе на базе дебютировавшего совсем недавно — в марте нынешнего года на Женевском автосалоне — BMW-Z3_М Roadster (последний совсем недавно показали в Москве, но купе расчетливые немцы придержали до Франкфурта). Недаром, видимо, трехдверный кузов нового автомобиля, более тяготеющий к хэтчбеку, официально был назван купе (как в недавнем прошлом у Volkswagen Corrado). За этим стоит стремление подчеркнуть спортивную направленность автомобиля. И, действительно, купе, продажи которого намечены на осень будущего года, оснащено шестицилиндровым 3,2-литровым 321-сильным двигателем и может двигаться по автобану со скоростью 227 км/ч.
Дебютировал на автосалоне и другой трехдверный автомобиль из Мюнхена — BMW-323 ti Compact. Название “компакт-класс”, появившееся в заводской терминологии в конце 93-го года, не означает, что перед вами городское тихоходное транспортное средство — это лишь на 20 см более короткая трехдверная версия “трешки”. Динамика у нового “компакта” будь здоров — до 100 км/ч он разгоняется за 7,3 с.
Две новые форсированные версии BMW пятой серии показала расположенная в баварском городе Бухлое тюнинговая фирма Alpina. Это универсал BMW Alpina B10 V8 Touring с восьмицилиндровым 4,6-литровым 340-сильным двигателем (268 км/ч, 6,2 с до 100 км/ч) и BMW Alpina B10 3,2 (6 цил., 260 л. с.), которая делает “сотню” за 6,5 с.

Новое наступление на алюминиевом фронте

Недалеко от белых шатров, укрывающих экспозицию BMW, в пятом павильоне обосновался один из соперников баварской фирмы — концерн Audi AG (к слову сказать, Ингольштадт, где выпускают Audi, находится тоже неподалеку, в какой-то полсотне километров от Мюнхена — вотчины BMW). Ничто не напоминало, что Audi — дочернее предприятие Volkswagen AG — ее патрон расположился в другом павильоне за мерседесовским Фестхалле.
Центральное место на стенде занимал 3,76-метровый концепт-кар, похожий на Mercedes-Benz А-класса и, скорей всего, его будущий соперник. Увидев название модели на табличке — Al2 и зная последние пристрастия фирмы, легко догадаться, что это очередной алюминиевый изыск. Действительно, его рама и кузов напоминают большой бутерброд (похоже, что мерседесовский неофициальный термин приживается и может войти в автомобильные словари) и весят 810 кг.
Audi Al2 имеет не совсем обычный двигатель: 3-литровый 75-сильный бензиновый с непосредственным (!) впрыском — кончилась монополия Mitsubishi с пятью клапанами на цилиндр.
По техническим наворотам мало в чем уступали концепт-кару новые спортивные Audi-S4 (седан и универсал — Avant), созданные на базе серии А4. Внешне они отличаются от своих базовых собратьев Audi-А4 огромными 17-дюймовыми колесами, а под капотом у них установлена новая V-образная “шестерка” объемом 2,7 литра. С помощью двух турбокомпрессоров она выдает 265 л._с., и электронике приходится ограничивать скорость автомобиля при 250 км/ч. У новых автомобилей впечатляющая приемистость — 5,4 с до 100 км/ч. Под стать динамике и трансмиссия: постоянный привод на все колеса и 6-ступенчатая коробка передач. И, конечно же, цена — от 81 до 84 тысяч немецких марок.
Не осталась без изменений и базовая серия А. На смену Audi-A4 2,6 пришла модель А4 2,4. Как видно по цифровому индексу — с меньшим рабочим объемом двигателя. А стартовавший нынешней весной в Женеве седан Audi-A6 нового поколения получил новый 2,5-литровый V-образный турбодизель с непосредственным впрыском топлива.
Автомобили с четырьмя сплетенными кольцами на облицовке радиатора можно было встретить и на стендах тюнинговых фирм. Баварская фирма Abt, занимающаяся доводкой автомобилей Volkswagen и Audi, представила Audi-A6 Turbo с форсированным до 285 л. с. двигателем (мощность серийного мотора 150 л. с.), а у Zender, крупнейшего в Германии дилера Alfa Romeo, был показан Zender Concept на базе Audi-A6.
Впрочем, был у Zender и настоящий собственный концепт-кар Zender Escape 6. Отличительная особенность 3,85-метрового двухместного немецкого Ferrari — алюминиевый моноко<%0>к (вес автомобиля 850 кг) и 2,8-литровый 174-сильный VR6 от Volkswagen. Динамика, достойная спортивной машины: разгон до 100 км/ч за 5,8_с и максимальная скорость 235 км/ч.

Избран на четвертый срок

Конечно же, главным событием у Volkswagen AG стало появление модели Golf, такой популярной, что ее именем окрестили целый класс машин. Спрос на этот автомобиль в Европе настолько велик, что с 1974 года, когда появился Golf первого поколения, их выпущено 17,5 миллиона (в недалеком будущем есть все шансы побить 25-миллионный рекорд “Жука”). Больше всего любят Volkswagen Golf в Германии. Немцы с большой неохотой расстаются с этими, даже уже не новыми автомобилями, поэтому перед конструкторами стояла непростая задача: создать нечто новое и сохранить в то же время все достоинства машин прежних поколений, а главное — добиться стопроцентной узнаваемости у приверженцев этой модели.
Golf четвертого поколения заметно подрос (по сравнению с первенцем почти на полметра) и пополнел. Увеличились и колеса — вместо “жигулевского” размера они стали 14-дюймовыми. Характерным элементом дизайна стали новые блок-фары трапецеидальной формы. Восемь двигателей — от 68-сильного дизеля V-образной “пятерки” (!) мощностью 150 л. с. — удовлетворят любого, самого изысканного покупателя. В продажу в Германии новый Golf поступит в нынешнем октябре. Стоить он будет от 26 до 40 тысяч немецких марок.
Дебютировал на IAA’97 и универсал Volkswagen Polo Variant, созданный на базе Seat Cordoba. У малыша нешуточный максимальный объем багажника — 1250 л. Гамма моторов — от 60 до 100 л. с. Цена — 24 750 немецких марок.

Забудьте об антикоррозионной обработке

Весной будущего года у Volkswagen Golf IV появится серьезный противник — Opel Astra нового поколения. Его мировая премьера состоялась на Франкфуртском автосалоне. Opel с размахом организовал смотрины будущего бестселлера. Посетить огромный стенд фирмы зазывали с трехметровой высоты девушки, раскачивающиеся в белых коконах, закрепленных на тонких стержнях. Поддавшись их чарам, посетители надолго становились участниками презентации новой модели.
Обступив с внутренней и внешней стороны импровизированный трек, они с интересом смотрели, как мимо проезжают разноцветные “астры”. Устроителям шоу, видимо, показался скучным делом показ неподвижной машины, да и обычные “гонки” по кругу — тоже. Они усложнили задание: на одном из участков автомобили поднимались лифтом на более высокий уровень, откуда выкатывались, подобно шарам из лототрона.
Первое, что бросается в глаза в новой модели: перекочевавшая на опустившийся до самого бампера капот облицовка радиатора и более мощные вертикальные задние фонари. Двигателей у новой “астры” пока на один меньше, чем у главного соперника, но, по нашим меркам, более чем достаточно: пять бензиновых (65, 75, 100, 115 и 136 л._с.) и два экономичных турбодизельных (68 и 82 л. с.). Одной из сильных сторон Opel Astra является 12-летняя гарантия на полностью оцинкованный кузов.
Осенью 1998 года поступит в продажу созданный на базе Opel Astra семиместный мини-вэн Zafira. На выставке салон нового мини-вэна никогда не пустовал — сменяя друг друга, в нем постоянно находилось очередное семейство.

Будущее и настоящее

Неподалеку от опелевского трека на стенде Ford на вращающемся подиуме красовался, на первый взгляд, концептуальный автомобиль. Но оказалось, что Ford MC-2 спортивное купе с узкими фарами, ромбовидной фальшрадиаторной решеткой, тонированными стеклами, включая и лобовое стекло, пятью стеклянными пластинками на крыше, которое нажатием кнопки можно сдвинуть, превратив автомобиль в кабриолет, не просто плод фантазии дизайнеров, а созданная на базе Ford Mondeo довольно близкая замена модели Probe. Подобные перемены ожидают фордовский модельный ряд осенью 1998 года.
Чтобы посетители выставки подольше оставались у нового автомобиля, “фордовцы” поступили проще соседей — расположили вокруг подиума кафе, где за кружкой пива можно было не торопясь обсудить достоинства нового МС-2.
Рядом с МС-2 расположились конкуренты “опелевским” “тиграм” Ford Puma в боевом раллийном исполнении и в обычном. У “Пумы”, созданной на базе Ford Fiesta, запоминающийся дизайн. Puma стала первым автомобилем, сконструированным полностью на компьютере. Не проведя ни одной линии на ватмане, его создатели затратили на работу всего 135 дней.

Прощай, воздушное охлаждение

Экспонатом номер один на стенде Porsche был новый Porsche-911 Carrera. Треть столетия, которые выпускается легендарная “девятьсот одиннадцатая”, показались для нового поколения конструкторов слишком большим сроком, чтобы не внести кардинальных изменений. И такие серьезные новшества были внесены во внешний вид и конструкцию автомобиля.
Спереди новая Carrera Coupe стала как две капли воды походить на Porsche Boxter (для сравнения не надо было далеко ходить: Boxter медленно вращался рядом). Кузов стал более обтекаемым (Сх=0,30 вместо прежних 0,34). Но самые разительные перемены произошли под капотом в задней части машины — там установлена мощная 3,4-литровая 300-сильная оппозитная “шестерка” уже не с традиционным для “девятьсот одиннадцатых” воздушным охлаждением, а с жидкостным.
Немецкому покупателю, возжелавшему новую, разгоняющуюся до 280 км/ч, модель, надо хорошо рассчитать свои финансовые возможности: кроме 136 тысяч немецких марок, отданных за автомобиль, надо еще, по словам Гюнтера Прассля, менеджера Messe Frankfurt, постоянно отдавать внушительную сумму за страховку такого автомобиля.

Александр Ельчищев
Фото автора

39 02 октября 1997

Продолжение рассказа об европейских премьерах Франкфуртского автосалона 1997 года

 

alex

Блог Александра Ельчищева

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий