На автомобиле по Швейцарии. Часть 1

Вдоль Женевского озера на Opel Corsa

На Опель Корса вдоль Женевского озера«Аэробус А319», стартовавший из Франкфурта-на-Майне, через каких-то полчаса начал снижаться над Швейцарией, загадочной страной, которая демонстративно не желает объединяться с остальной Западной Европой и чьи границы остаются непрозрачными для обладателя шенгенской визы. Высадка на неизвестный «остров» в центре Европы и необходимость впервые взять напрокат автомобиль придавали поездке своеобразный колорит.

Женевское озеро на карте   Не тратя времени на получение багажа*, пробился сквозь плотное кольцо встречающих с табличками и направился к стойкам прокатных фирм. Надо было срочно найти машину, чтобы добраться до расположенной в шестидесяти километрах Лозанны, где я забронировал дешевую гостиницу — в самой Женеве номеров меньше чем за 120 долларов в сутки невозможно было найти. В правильности своего выбора убедился, когда узнал, что приехавшие на автосалон журналисты московских и питерских автоизданий тоже поселились в Лозанне.

«АРФЫ НЕТ, ВОЗЬМИТЕ БУБЕН»

Выяснилось, что в прокатных конторах почти все автомобили зарезервированы. Служащие разводили руками: на Женевский автосалон 2001 года На Опель Корса вдоль Женевского озераожидалось прибытие около пяти тысяч журналистов и 700 тысяч гостей из 90 стран мира (население самой Женевы — всего 160 тысяч, а с пригородами — 380 тысяч человек). Плюс в аэропорт нескончаемым потоком прибывали толпы горнолыжников со всего света — снег в Альпах, несмотря на близкую весну, был еще крепок.

Посетив шесть прокатных контор и познакомившись с подскочившими во время проведения автосалона ценами, среди жалких незарезервированных остатков я не нашел ни Volkswagen Golf, ни Peugeot-206. Единственное, что мне смогли предложить, это Opel Corsa. Когда выяснилось, что машина не с дизельным, как я хотел, а с бензиновым двигателем, в голове отчетливо прозвучала фраза: «Она меня сожрет!»

Поездка на автомобиле по ШвейцарииПока девушка на компьютере выправляла договор на аренду, я старался вспомнить расход бензина 1,2-литрового четырехцилиндрового мотора, но лишь припомнил, что у него есть более экономичный литровый трехцилиндровый собрат.
Забегая вперед скажу, что действительность оказалась не такой уж мрачной: стрелка указателя уровня топлива не спешила к нулевой отметке, несмотря на рваный из-за многочисленных пробок характер езды, 1,2-литровый 75-сильный представитель семейства Ecotec уложился в средний расход топлива около восьми литров на «сотню», что в сочетании с большим 44-литровым бензобаком предоставляло достаточную автономию.

Ну а расходы на бензин по сравнению с ценой проката, включающей в себя кучу страховок и оплату проезда по магистралям, оказались мизерными. Причем цена 95-го неэтилированного бензина в этой стране, как выяснилось, почти равна цене дизтоплива.

Поездка на автомобиле по ШвейцарииВ любом случае брать напрокат автомобиль выгоднее: на общественном транспорте не подъедешь, куда тебе надо, тем более ночью, не провезешь столько багажа, да и стоит он недешево. Например, шестиминутная поездка на поезде из аэропорта в центр Женевы стоит 10 франков (примерно 6 долларов). Про такси уже молчу, оно слишком дорого в этой стране: 3 доллара посадка, 1,2 доллара за километр пути, плюс доплаты за проезд в вечернее время, воскресенье и за каждое место багажа.

Спускаюсь на второй этаж подземной стоянки. На пятнадцатом месте нахожу серебристый автомобиль с высокими вертикальными задними фонарями, как у Fiat Punto, моего недавнего спутника в путешествии по Италии и Франции. Ба, да это же новейшая Corsa, дебютировавшая осенью прошлого года! Ее российская презентация прошла совсем недавно, каких-то пару месяцев назад, так что на наших дорогах этих машин толком еще никто не видел. Что ж, это уже интересно.

Подхожу к уткнувшейся в стену передней части машины. Так и есть: треугольные фары у нее с острыми уголками, а не со скругленными, как у предшественницы, которую я три часа назад видел на летном поле у ангаров во Франкфуртском аэропорту.
Рассмотрев трехдверную машину со стильными треугольными задними боковыми стеклами, пришел к выводу, что не такая уж и маленькая эта Corsa, хоть и принадлежит она к не очень жалуемому у нас европейскому классу «В». Сравнение с ее «одноклассницей» «Таврией» просто неуместно: она длиннее, шире, выше, у нее больше колесная база — залог просторности салона и устойчивости на больших скоростях. Вся она какая-то объемная, мощная, шины у нее не «детские» — размерностью 175/65 R14.

Нелишне проверить комплектацию машины. Открываю дверь багажника, отодвигаю в сторону красную пластиковую коробку с цепями противоскольжения и прикрепляю на место чехол с аварийным треугольником. Нахожу под поликом полноразмерную запаску. А где же инструмент? Откручиваю барашковую гайку, крепящую запасное колесо, — под ним сумка с домкратом и минимальным набором инструмента. Вроде все на месте. Окидываю взглядом 260-литровый багажник — для перевозки багажа и многочисленных пресс-папок с автосалона его объем будет в самый раз.

Комплектация Comfort, о которой напоминала надпись на дверях, вполне соответствовала своему названию: у машины был центральный замок, электроприводы передних стекол и зеркал заднего вида. А что у нас на центральной консоли? Ненужный в это время года кондиционер и — надо же — CD-чейнджер! Неплох регулируемый по высоте трехспицевый руль с пухлой ступицей, в которой зашита подушка безопасности. Руль можно назвать многофункциональным: слева и справа полукруглой ступицы находятся по три клавиши управления проигрывателем компакт-дисков и магнитолой.

Поездка на автомобиле по ШвейцарииПосле поворота ключа зажигания на приборной панели загорелись и погасли индикаторы работоспособности антиблокировочной системы ABS и системы динамической стабилизации движения ESP. Значит, Corsa оборудована почти по полной программе.
Проверил, есть ли на лобовом стекле наклейка, разрешающая проезд по магистралям, и начал по серпантину выбираться из «подземелья» наверх.

НОЧНОЕ РАНДЕВУ

Знакомство со швейцарской автомагистралью состоялось уже глубокой ночью, когда часы на дисплейчике, расположенном над центральной консолью моей «Корсы», показывали, что местное время подходило к часу ночи (к трем утра по-нашему). Несмотря на поздний час, движение транспорта на магистрали не прекращалось, и это понятно: она, как «дорога жизни», связывает Женеву, окруженную кольцом французской территории, с остальными кантонами Швейцарской Конфедерации.

На том же дисплее высвечивалась и температура воздуха за бортом. Рядом с температурой +1, +1,5 градуса светилась пиктограмма снежинки, предупреждающая об опасности гололедицы, но пока сцепление шин с дорогой было нормальным и Corsa вела себя предсказуемо.

Двухрядная в каждом направлении дорога, с разделенными, как и положено автомагистрали, потоками, особого впечатления не произвела. Привычный евростандарт. Мне почему-то казалось, что в богатейшей стране Европы с пустяковыми по нашим меркам расстояниями планка качества будет выше. Но швейцарская скоростная дорога (по крайней мере в расположенных вдоль Женевского озера кантонах Женева и Во) не освещена, как бельгийские или голландские автобаны, ее низкие разделительные барьеры и защитные кустики не спасали от фар встречных автомобилей. Разгонные полосы у нее заметно короче, чем у скоростных трасс других, более просторных стран Европы.

Да и скоростной эту дорогу в зимний период из-за частых ограничений скорости до 100 км/ч, а то и вовсе до смехотворных 80 км/ч назвать можно с большой натяжкой.

Через несколько километров выяснилось, что руль у «Корсы» легкий (благодаря усилителю) и чуткий (три оборота от упора до упора), что на четвертой передаче под «сотню» лучше не разгоняться — надо пораньше переключаться на пятую и тем самым успокаивать «музыкальную» трансмиссию. Впрочем, тогда отчетливо начинал проявляться хор шин. Причем не шипы были тому виной — применение шипованных шин, как я понял, здесь запрещено (зато боящиеся за покрытие своих дорог швейцарцы разрешают применять цепи противоскольжения). Скорее всего, шумовые эффекты добавляло само шершавое дорожное полотно, которое во время дождя и мокрого снега не раз демонстрировало свое преимущество перед гладким асфальтом.

По дороге я автоматически сравнивал Opel Corsa с ее «одноклассником» — Fiat Punto, на котором сравнительно недавно пришлось прокатиться по европейским дорогам. В обеспечении поясничного подпора немецкие кресла явно проигрывали итальянским. Не понравился выступ на двери, выполняющий функцию подлокотника, у Punto он намного удобней. Впрочем, может, дело в росте, но, регулируя по высоте сиденье (это привилегия комплектации Comfort), так и не приладился поудобней к небольшому подлокотнику. Не понравилась и покатая передняя панель, на ней нет формованной полочки, и поэтому ничего на нее не положишь. Лишь площадка для отдыха левой ноги показалась удобней, чем у Fiat Punto.Поездка на автомобиле по Швейцарии

ПРИ СВЕТЕ ДНЯ

Утром по дороге из Лозанны в Женеву наконец удалось разглядеть и придорожный антураж. Вдоль трассы гигантскими декорациями возвышались заснеженные горы, напоминающие крымские в районе Гурзуфа и Ялты. За ними, совсем рядом, Франция — о ее близком соседстве не давали забыть дорожные указатели. Впрочем, она не только виртуально присутствовала на придорожных щитах, но и была видна: стоило только повернуть голову налево и посмотреть на прикрытые дымкой остроконечные пирамиды Альп за Женевским озером. Эта мощная заснеженная стена, поднимающаяся резко ввысь от озера, находилась уже на французской территории.

Среди этих четырехтысячников в каких-то семидесяти километрах от дороги, по которой я ехал, находится Монблан, высочайшая вершина Западной Европы. О ней напоминали придорожные щиты, сообщающие, что проезд по 16-километровому тоннелю под 4800-метровой горой закрыт.

Поездка на автомобиле по ШвейцарииМимо проплывали пальметтные яблоневые сады, похожие  на гигантские виноградники. К каждому деревцу с растянутой с помощью проволоки в одной плоскости кроной — индивидуальный подвод воды шлангами. За садами, в полукилометре от дороги, возвышались аккуратные домики. Но не с высокими красными крышами, как в Германии и Франции, а с темно-коричневыми и с узкими малочисленными окнами на кремовых стенах.

Но любоваться пейзажами было довольно сложно, дорога постоянно держала в напряжении, на ней не отдохнешь и не расслабишься, как на других европейских автомагистралях.

Когда видишь, как плотно по двум полосам движутся автомобили с включенным ближним светом фар, приходишь к выводу, что автострада не рассчитана на такой транспортный поток. Богатая страна, а вот поди ж ты. Но, видимо, дело не в экономии средств, а в экономии земли: на узкой прибрежной полоске еще надо найти место железной дороге.

Стереотипное представление о швейцарцах как о самой медлительной автонации не подтвердилось. Гоняют они у себя дома дай боже. Могут лихо перед носом вашей машины выскочить по зебре, отделяющей от магистрали разгонную полосу, и сразу во второй ряд влететь. Мотоциклисты, как всегда, быстрее всех носятся. По сравнению с остальной Европой их тут мало, но, скорее всего, их сезон еще не наступил.

Поездка на автомобиле по ШвейцарииСтолько дорогих и редких автомобилей, как в Швейцарии, я не видел ни в Европе, ни в Канаде. Постоянно обгоняли последние модели Porsche, Bentley, Rolls-Royce, редчайшие Lamborghini Diablo. Здесь я впервые увидел живьем «суперпятерку» — Renault-5 Turbo.
С такими элитными машинами приходилось постоянно впритирку ехать по тесной трассе, называемой автомагистралью. Хорошо, что у нее хоть разделены  встречные потоки. Вот только что рассосалась пробка, виновником которой был Mercedes-Benz М-класса, протаранивший заднюю часть престижного Lexus. «Все же они не лоб в лоб встретились, и то хорошо», — подумал я, объезжая раскиданные на асфальте стекла. Промчавшийся мимо трассы поезд злорадным гудком напомнил о своем привилегированном положении.

Загорелся треугольный красно-желтый знак с изображением трех легковых автомобилей, и электронное табло сообщило, что при разрешенной скорости 80 км/ч до женевского аэропорта можно добраться за 15 минут. Пыл лихачей немного остужал белый щит с надписью «RADAR» и изображением всевидящего глаза, от которого расходятся  лучи.

Поездка на автомобиле по Швейцарии Набережная в городке Нион. Голубая разметка под платанами с причудливо обрезанными кронами разрешает стоянку в течение 1,5 часа, если водитель заранее купил специальную наклейку.

«МЕЛО, МЕЛО ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ…»

Наличие термометра на дисплее позволяло постоянно отслеживать перепады температур на сравнительно небольших участках трассы. Погода на протяжении каких-то шестидесяти километров то и дело меняла свое настроение из-за различного взаимного расположения гор и озера. Например, при выезде из Лозанны на табло высвечивалось +1,5 градуса, на подступах к Женеве температура поднималась до +3, но начавшийся мокрый снег моментально опускал температуру до нуля. Были и большие перепады: от +1 до +6,5 градуса.

В один из дней зима, никак не хотевшая уступать свои права календарной весне, преподнесла такой снегопад, что в памяти непроизвольно всплывали вынесенные в подзаголовок слова из стихотворения Пастернака.

Дорога покрылась плотным снегом (в другие дни он тоже шел, но все же успевал таять). Машины прямо на глазах «взрывались» снегом, от крыш отлетали огромные куски и фонтаном разлетались на мелкие части. Сразу же несколько лихачей, проигнорировавших загоревшийся знак «80 км/ч» в начале крученой развязки под виадуком, создали кучу-малу на трассе. Через несколько минут еще несколько нагнавших друг друга автомобилей мигали аварийками на обочинах.

Поездка на автомобиле по ШвейцарииНачались бесконечные пробки, загорелся красный треугольник с изображением трех следующих друг за другом машин и бесполезная надпись «60 км/ч». Какие там 60 км/ч! 10-15 км/ч еду, на второй передаче ползу, иногда на первой. Хорошо, что движок оказался тяговитым, позволяет трогаться внатяг со второй и ползти на третьей со скоростью 30 и даже 20 км/ч при 1000 об/мин. Правда, на третью я переключился почти через час, точнее через 53 минуты, после начала движения. Вот где можно тренироваться, готовясь к соревнованиям на самую медленную езду, которые остроумные парижане проводят на Монмартре!

В сгущающихся сумерках на мгновение с пригорка увидел нескончаемый поток автомобилей; скорей всего, он растянулся на несколько десятков километров. Пошел крупный снег. Видимость упала до пятидесяти метров. От монотонной медленной езды и напряженного отслеживания ситуации на дороге глаза начинают слипаться, сказывается еще и разница во времени. Лишь скрежет щеток стеклоочистителей заглушает хруст снега под колесами. Хорошо, что «гудиировские» шины прекрасно держат дорогу.

На табло продолжает гореть предупреждение: «60 км/ч», но идешь максимум 40. И это во втором ряду! Вот тебе и магистраль. Два часа, в течение которых я преодолевал шестьдесят километров под снегопадом в темное время суток, съели столько энергии, что у меня проснулся волчий аппетит и долго не проходило ощущение, что проехал в десять раз большее расстояние, причем по нашим дорогам.

ПРОЧИЕ ДОРОГИ

 

Подпись к фото:

Это я заехал в какую-то усадьбу, чтобы сфотографировать Женевское озеро. Остановился. Вышел. Начал снимать. Слышу: «Бонжур!» Оборачиваюсь — меня поприветствовал владелец местной Рублёвки, отправившийся на конную прогулку в полной амуниции — черный верх, белый низ. 

Ездил я по Швейцарии не только по автомагистралям, но и по второстепенным дорогам. Вот некоторые впечатления о них.
Большие информативные указатели позволяют ездить без карт, если помнишь наизусть, где какой городок расположен. Помогают и большие белые надписи на дорожном полотне перед перекрестками и развязками и индивидуальные светофоры для каждого ряда дороги. Разметка, естественно, четкая — едешь как по рельсам, лишь снегопады вносили некоторый диссонанс в четко налаженный порядок на дороге.

Поездка на автомобиле по ШвейцарииУдивление вызывали довольно опасные, неогороженные съезды с автомагистралей, вдоль которых тянулись глубокие кюветы, и неровные в отличие от магистрали продольные заплатки. Ночью свет фар отражали белые катафоты, как во Франции. Такое ощущение, что на столбиках горят яркие лампочки. Встречались и большие зеркала на поворотах, в шестидесятые — начале семидесятых годов такое можно было увидеть и на крымских горных дорогах.

Обочины, как и пешеходные зебры, обозначаются непривычным для нас желтым цветом. Многие тротуары делит пополам зеленая разметка — это велосипедные дорожки.

ВОСТОЧНОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ

Поездка на автомобиле по ШвейцарииВ один из дней после работы на автосалоне я отправился исследовать восточный берег Женевского озера. Объезжая с севера Лозанну по короткому трехрядному участку автомагистрали, впервые увидел за выступом высокого шумоизолирующего забора спрятавшийся полицейский автомобиль. Значит, в Швейцарии полагаются не только на радары…

До этого дорожные полицейские, облаченные в яркую зеленую форму, попадались мне только на подступах к Женеве и в районе аэропорта. Мотоциклисты с занятых на виадуках позиций зорко следили сверху за порядком. Их пешие собратья регулировали движение на всех развязках и перекрестках у выставочного комплекса Palexpo. Жесты их были понятными, а если кто-нибудь из водителей что-то не понимал, то жестом переспрашивал, и страж порядка без раздражения подтверждал направление.

Мало того, несмотря на грозный неприступный вид полицейских, им можно было доказать свою правоту. Если, конечно, язык знаешь. Говоришь, куда надо проехать и почему, и страж порядка на удивление не возражает и пропускает.

Стационарных полицейских постов на дорогах, как у нас, в Швейцарии почти нет. На автомагистрали между Женевой и Лозанной на глаза мне попалась лишь одна сиротливая надпись «Police».

Но вернемся на магистраль, идущую над восточным  побережьем Женевского озера.

Поездка на автомобиле по ШвейцарииВесна неожиданно вспомнила о своих правах, и на смену мокрому снегу пришли затяжные дожди. Хорошо, что машина, как и в других западноевропейских странах, в дождь не заляпывалась грязью, несмотря на то что водяные шлейфы за обгоняющими машинами тянулись на полсотни метров. Эффективная ливневая канализация исправно делает свое дело, да и экология на высоте: не видно чадящих труб заводов, поэтому дождевая вода лишена привычных нам разноцветных химических составляющих. Лишь щетки напоминали раздражающим скрежетом об отсутствии более быстрого прерывистого режима. А вот за задний обзор и умело очищающий стекло дворник я неоднократно мысленно хвалил немецких конструкторов.

От представления о швейцарских водителях как об одних из самых медлительных в Европе я избавился окончательно. Несмотря на непогоду, на трассе не прекращались гонки, замысловатые обгоны слева и справа, слалом из одного ряда в другой. Вон старушенция — божий одуванчик лихо обогнала меня на игрушечном Смарте и вырвалась далеко вперед!

Вскоре стало понятно нетерпение местных водителей: они хотели воспользоваться коротким широким участком дороги и занять выгодные позиции перед входом в тоннели.

Поездка на автомобиле по ШвейцарииТоннели мне попадались только двухрядные, случись что — остановиться негде, нет огороженного сплошной линией разметки свободного ряда, как на остальной части магистрали. Перед тоннелем знак с ограничением скорости до 100 км/ч, но в такую погоду «сотню» держать при входе в каменное чрево — себе дороже. После тоннелей ограничение, как правило, снималось.

Справа из-за деревьев на мгновение показывались контуры озера и Альп. Чтобы получше все рассмотреть во время короткого просветления на небе, я свернул с трассы и начал карабкаться куда-то вверх по узким, без разметки дорожкам, то и дело косясь на не огороженную отбойниками обочину, круто обрывавшуюся вниз.

Накатавшись по каким-то горным хуторкам, спустился ниже магистрали и нашел наконец маленькую смотровую площадку среди сложенных из камня террас, на которых разбиты виноградники. Отсюда открылся потрясающий вид на город Веве. При виде его стал понятным выбор Чарли Чаплина, проведшего здесь последние годы жизни. До революции знали толк в этих местах и наши знаменитые соотечественники.

Поездка на автомобиле по ШвейцарииНа противоположном берегу озера резко поднимаются ввысь французские Альпы, у кромки берега прижались крохотные городки (как не боятся схода лавин, непонятно), а на скальной полке на середине одной из гор, надо же, примостился заводик!
Спускаюсь в Веве. Вот это дороженьки! Здесь не соскучишься: вниз, вверх, поворот почти на 180 градусов, подъем, спуск, снова подъем. Временами, когда после подъема летишь вниз, чувствуешь себя как в самолете при попадании в воздушную яму. Повороты настолько закручены в тугие серпантины, что левая стойка «Корсы» мешала все-таки обзору, но, наверное, нет такого современного автомобиля, у которого этот недостаток не проявился бы в таких условиях.

Поездка на автомобиле по ШвейцарииСлегка укачавшись от этих «американских горок», выбираюсь на магистраль над городом  Монтрё и сразу влетаю в еще один тоннель в громадной горе. За ним начинается гигантская эстакада длиной в несколько километров. С нее не видно берега, справа — только гладь озера. Плакат на эстакаде предупреждает, что нельзя выбрасывать бутылки из окна.

Спустился в Вильнев, городок — тезку канадского гонщика, и только снизу увидел, какая высоченная эстакадища, по которой я только что ехал. Неожиданно на берегу озера словно из-под земли вырос замок Шильон. Так вот он какой, воспетый Жан-Жаком Руссо, Байроном, Шелли, Гюго и Дюма замок! Резиденция герцогов Савойских и одновременно знаменитая средневековая тюрьма. За этот форпост на подступах к стратегическому перевалу Гран-Сен-Бернар шла длительная кровавая междоусобица между властителями Берна и кантона Во.

Замок расположен на каменистом острове, отделенном от берега широким рвом. Внутри двух десятков строений — коллекция старинной мебели, холодного оружия, на стенах сохранились средневековые фрески.

автопутешествие по ШвейцарииВ озере у замка поражает своей прозрачностью вода: отчетливо видно каменистое дно, далее от берега вода становится изумрудно-зеленой. Этим она напоминает Черное море. Это ощущение усиливается и отсутствием запаха стоячей пресной воды, от озера идет почти морской аромат — скорее всего, это работа хвойных лесов. Впрочем, вода здесь не может застаиваться: неподалеку в озеро впадает Рона, а у Женевы она покидает озеро и устремляется во Францию, до которой отсюда рукой подать.

Становится понятным, почему эти места так притягивали всех знаменитостей. При виде таких потрясающих пейзажей можно отдохнуть душой, не спеша размышлять, строить творческие планы. Правда, сегодня уже не та идиллия, которую застали Лев Толстой и Достоевский. Сейчас до берега доносится не цокот копыт экипажей, а шум от автомагистрали, проходящей по эстакаде, и прибрежной дороги, по которой носятся троллейбусы, да и проложенная здесь же железнодорожная ветка не способствует тишине.

автопутешествие по ШвейцарииПора возвращаться в Лозанну. Выбираю прибрежную дорогу, фактически набережную, гудящая магистраль остается где-то наверху. Думал, долго не пристроюсь в транспортный поток, ан нет, водитель синей Opel Astra притормозил, и я, благодарно махнув рукой, выскочил со стоянки.

© Александр Ельчищев
Фото автора

——————

Ряд статей об автопутешествии по Швейцарии начинаю с несколько нудноватого рассказа о первой поездке на взятом напрокат Opel Corsa во время Женевского автосалона. А все потому, что попытался совместить два жанра — «Путешествие» и «Тест-драйв».

*постарался отправиться в путешествие только с ручной кладью, узнав, что Женевский аэропорт разделен на швейцарскую и французскую части и что багаж могут перепутать и отправить в другую страну.

13/050401

Едем дальше

alex

Блог Александра Ельчищева

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий