Автопутешествие по Швейцарии 2. Придорожный сервис.

Александр Ельчищев
Фото автора

Продолжение рассказа о поездке по Швейцарии на взятом напрокат Opel Corsa (начало здесь). На этот раз речь пойдет о придорожном сервисе в этой стране.

по щвейцарии на опель корсаИ ОТДОХНУТЬ, И ПОСМОТРЕТЬ

В Швейцарии, как и в соседних Италии и Франции, вдоль скоростных автомагистралей через двадцать-тридцать километров можно увидеть площадки для отдыха с заправками и без оных. Последние выглядят скромнее, но все равно на них чисто — периодически приезжает служащий в зеленой униформе на оранжевой машине, меняет черные пластиковые мешки в урнах и убирает туалет.

На восточном побережье Женевского озера, где автомагистраль проходит высоко над живописным берегом, площадки отдыха совмещают еще и функции смотровых. Выше и ниже скоростной трассы можно встретить крохотные площадки среди виноградных террас, рассчитанные всего на одну-две машины. Предусмотрены парковки и на дорогах, идущих вдоль озера, фактически — набережных. Там между платанами с причудливыми, обрезанными по единому стандарту кронами можно на время оставить автомобиль.

ДИЗЕЛИ НЕ В ПОЧЕТЕ
по щвейцарии на опель корсаЕще до поездки я знал из интернетовской информации, что в Швейцарии автомобили с дизельными двигателями непопулярны (цены на топливо, кстати, на сайтах устарели). Убедился в правдивости этих сведений сначала в швейцарских прокатных конторах, где не было дизельных автомобилей, а затем при знакомстве с ценами на топливо на тамошних АЗС. Удивительно, но солярка в этой стране стоит почти столько же, сколько и 95-й неэтилированный бензин, а иногда даже больше.

Трудно понять в этом вопросе швейцарцев, тем более что в соседней Франции, которая была видна из окна моего Opel Corsa, дело обстоит как раз наоборот — дизельные автомобили популярнее бензиновых, а дизтопливо там стоит в полтора раза дешевле бензина. Почти та же ситуация и у южного соседа — Италии.

До истинных причин этого интересного явления я не успел докопаться, возможно, дело тут в заботе об экологии своей маленькой красивой страны. Скорее всего, автомобили, работающие на дизтопливе, не отвечают высоким местным экологическим стандартам, а может быть, с ценами на неэтилированный бензин несколько переборщили, так что вплотную приблизились к ценам на дизтопливо.

Одно лишь скажу: швейцарцы, демонстративно не желающие объединяться с остальными европейцами в шенгенский союз и не собирающиеся менять свою валюту на общеевропейские евро, большие оригиналы — во многом идут наперекор Западной Европе. В этом мне неоднократно приходилось убеждаться во время командировки.

ПОЛНЫЙ БАК — ПРОБЛЕМА
Первое знакомство со швейцарской АЗС для нашего автомобилиста, неподготовленного морально к общению с бездушными автоматами, может закончиться плачевно. Он или не заправит машину, не разобравшись без знания языка в инструкции, или переплатит за бензин.

по щвейцарии на опель корсаВ Швейцарии на раздаточных колонках АЗС установлены автоматы, которые принимают бумажные деньги. Но самое главное: они сдачи не дают! Это я выяснил из инструкции на колонке крохотной безлюдной заправки на второстепенной дороге. Перед тем как сунуть во чрево автомата 20 франков (12 долларов), мне пришлось прикинуть, сколько в баке осталось бензина, вспомнить объем бака, в общем, заняться арифметикой, как на наших заправках, а не залить просто полный бак на западный манер, а потом расплатиться в магазинчике при заправке.

Действуя по инструкции, я залил на 20 франков бензина, затем посмотрел на датчик уровня топлива на приборной панели «Корсы». Оказалось, что еще можно было долить, но как назло остались крупные купюры. Рисковать не стал.
У владельца подъехавшего автомобиля я поинтересовался, все ли так безнадежно со сдачей на швейцарских АЗС и везде ли на них автоматы. Местный житель объяснил мне, что если переплатил, то можно взять чек и предъявить его служащим в магазине при заправке (естественно, там, где есть эти магазины), и они вернут разницу.

Заправки в большинстве своем автоматические, но встречаются и обычные фирменные известных нефтяных компаний, где порядок более привычный для европейцев. Ночью работают в основном АЗС с автоматическими колонками (это я хорошо прочувствовал в конце поездки, но об этом позже).

В дальнейшем я так и заправлялся, то есть периодически скармливал автоматам двадцатку. Полный бак залить не удавалось — попадались преимущественно автоматические АЗС.

ЗАБУДЬТЕ О «ВИЗЕ»
У людей искушенных может возникнуть законный вопрос: а почему я кредиткой не воспользовался, ведь, по идее, автоматы в цивилизованной стране должны принимать и кредитные карточки? Да, они их принимают, но дело в том, что в такой оригинальной стране, как Швейцария, по крайней мере в окрестностях Женевского озера, на заправках автоматы признают только ряд местных карточек, такие, как Postcard, а из международных — только Eurocard-Mastercard. Так что владельцам кредитной карточки Visa или American Express с этими автоматами не договориться. Как, впрочем, и с банкоматами на заправках.

Я знал (опять-таки из Интернета), что карточку Visa не очень жалуют в Швейцарии, но не думал, что до такой степени! Со своей карточкой Visa, проверенной не в одной европейской стране и в Канаде, мне пришлось пережить не очень приятные минуты в последнюю ночь поездки, когда понадобилось залить бак до отказа. Хлебнул я тогда швейцарского придорожного сервиса по полной программе!

по щвейцарии на опель корсаДело в том, что сдать автомобиль, взятый напрокат, надо обязательно с полным баком — для забывчивых предусмотрены штрафные санкции. Сдать Opel Corsa в подземный паркинг женевского аэропорта я должен был ночью и поэтому в последний день не заправлялся, оставив эту процедуру на ночь. Днем лишь присмотрел на автомагистрали между Лозанной и Женевой ближайшую к аэропорту большую заправку с магазином. Оказалось, что на скоростной трассе она находится на расстоянии в 35 километров от Женевы.

В полночь заезжаю на мертвую заправку, магазинчик при ней закрыт, следовательно, из служащих никого. Передо мной дурацкие автоматы, в работе которых я разобрался, но от этого не легче: как залить полный бак с помощью автомата, который сдачу не дает? Да еще, как назло, крупные купюры на руках остались.

Время поджимает, автомобиль должен скоро на подземном паркинге прокатной конторы стоять. Обращаюсь к редким ночным автовладельцам с вопросом, где же поблизости нормальная заправка. Те невозмутимо отвечают: «Езжайте во Францию». Юмористы! Отгородились от шенгенского пространства национальной визой, сделали себе льготный проезд в близлежащую Францию, а мне в нее без риска никак не въехать: французские пограничники или спят сейчас, или просто махнут рукой, а вот швейцарцы обратно на свой «остров» точно уже не пустят. Швейцарская виза-то у меня однократная.

В общем, вариант с Францией, к сожалению, отпал. А жаль, там я уж точно на автомагистрали без проблем заправился бы, и карточка Visa была бы там нормальным платежным средством. Не добавляли оптимизма и швейцарские заправки вне магистрали и в самой Женеве. Там сплошные автоматы, а если и есть магазинчики, то в это время они уже закрыты.

Из тупиковой ситуации удалось выйти, когда один из «аборигенов» посоветовал мне разменять деньги в ресторане, виднеющемся в полукилометре на другой стороне автомагистрали. Проехав с полтора десятка километров, чтобы развернуться, я подъехал к нужному месту и облегченно вздохнул: на заправочном комплексе, в который входил и ресторан, работал магазинчик, а значит, можно было залить полный бак, расплатиться и даже получить сдачу.

Уверен, что девушке-оператору той заправки такого радостного клиента еще долго не придется увидеть!

Оставшееся приличное расстояние до женевского аэропорта я преодолел по всем правилам экоралли, где победу присуждают проехавшим с минимальным расходом топлива. 1,2-литровый двигатель Opel Corsa меня не подвел, и когда я наконец закатил машину в подземелье — стрелка указателя уровня топлива показывала еще полный бак.

В общем, для поездки в эту страну советую оформить кредитные карточки Eurocard-Mastercard, а в самой Швейцарии для беспроблемной заправки всегда иметь при себе банкноты достоинством в 10 и 20 франков.

КУДА ДЕВАТЬ МЕЛОЧЬ
На каждом шагу, естественно и на площадках для отдыха, есть телефоны-автоматы, по которым можно звонить в любую страну. В отличие от других западноевропейских стран, где таксофоны сплошь переведены на карточки, швейцарские телефоны в основном питаются монетами, что, на мой взгляд, более удобно — есть куда сбагрить накапливающуюся мелочь, которая за пределами этой страны превратится лишь в сувенир. Причем у вас на руках могут остаться довольно «весомые» сувениры — монеты в 5 швейцарских франков (это примерно 3 американских доллара), поменять вы их на валюту других стран уже нигде не сможете. В том, что у вас будут постоянно накапливаться металлические дензнаки, не сомневайтесь — в Швейцарии проблем с мелочью нет, у любого продавца поддоны кассовых автоматов просто ломятся от нее.

Итак, бросаете в автомат не менее 60 сантимов (0,6 франка), набираете код России 007, затем код города и номер телефона и наслаждаетесь прекрасной слышимостью. О том, что надо еще «подкормить» автомат, он вам напомнит сигналом. Лучше для разговора выбирать монеты помельче — 1/2 или 1, 2 франка и кидать их по одной, потому что автомат хоть и дает сдачу, но как-то неохотно, он что-то там долго округляет — свои чаевые обсчитывает, наверное.

Можно и сэкономить на телефонных разговорах из Швейцарии, воспользовавшись льготным тарифом (см. табл. 4). Если звонить из России или другой страны в Швейцарию, то ноль в коде набирать не надо (см. табл. 3). Например, чтобы дозвониться с территории России в Женеву, надо набрать 8-10-4122 и женевский телефон.

Излишне, наверное, напоминать, что вдоль автомагистралей, как и в любой западноевропейской стране, через каждые два километра установлены аварийные бесплатные телефоны. В Швейцарии они выкрашены в яркий оранжевый цвет.

ЯЗЫК ДОВЕДЕТ… ВОПРОС — КАКОЙ?

Помнится, в одной из многочисленных работ, которые мне приходилось конспектировать в студенчестве, вождь мирового пролетариата отметил, что «маленькая Швейцария не теряет, а выигрывает от того, что в ней нет одного общего языка, а целых три». Он в этом вопросе, наверное, досконально разобрался, проведя в этой стране немало времени в эмиграции.

Но строго говоря, в Швейцарии национальных языков не три, а целых четыре. Но на экзотическом ретороманском общается менее одного процента швейцарцев, поэтому не будем его считать и придираться к классику.

Что же касается наших граждан, то они явно проигрывают от такой специфики страны: им придется тащить с собой не один, а три разговорника, если они захотят осмотреть всю страну. Если их цель познакомиться с окрестностями Женевского озера и северного берега озера Невштатель, то есть с западом страны, то достаточно взять французский разговорник.

Для посещения юга страны — кантона Тичино — итальянский. Остальная часть Швейцарии — немецкоговорящая. В некоторых кантонах, например Фрибурге и Валлисе (столица Сьон), официально закреплено двуязычие — главенство французского и немецкого языков. В Грисонсе (Кур) — все три языка официальные.

Теперь вам станет ясно, на каком языке или языках будут попадаться инструкции на АЗС и в гостиницах. Теоретически каждый франкошвейцарец должен знать немецкий язык, немецкоговорящий — французский. Они их в школе проходят, но на практике знают и пользуются несколькими языками только чиновники и работники сервиса. В аэропортах и больших гостиницах вам достаточно будет и элементарного знания английского.

Те, кто знает французский язык, должен быть морально готов к лингвистическим сюрпризам швейцарского варианта французского языка. Например, к постоянному употреблению кассирами запрещенных во Франции еще в середине семнадцатого века числительных 70 (septante) и 90 (nonante). Чуть подробнее здесь.

ДЕШЕВЛЕ НЕ НАЙДЕТЕ
В прошлом репортаже я уже упоминал о дороговизне швейцарских отелей. Если вы путешествуете на автомобиле в районе Женевского озера и хотите более продуктивно потратить свои средства в этой дорогой стране, то советую вам остановиться в отеле Formule-1. Швейцарская гостиница от французской отличается лишь чуть большей ценой.

В ней также только трехместные номера с двуспальной и расположенной поперечно на втором ярусе односпальной кроватями и единой оплатой независимо от количества проживающих (от одного до трех, разумеется). В комнате есть телевизор… с противоугонной системой. В углу — умывальник. Остальные удобства, и в этом еще одна особенность этих гостиниц, в коридоре.

Важный момент: служба размещения работает только утром (с 6.30 до 10.00) и вечером (с 17.00 до 22.00), в остальное время служащих заменяет компьютер при входе в гостиницу. Чтобы с ним пообщаться и забронировать номер, необходимо иметь кредитную карточку: Eurocard-Mastercard, Visa, American Express. (Слава богу, хоть здесь все карточки работают, и то, скорее всего, потому, что отель не принадлежит швейцарской сети гостиниц.) Если места есть, вы получите шестизначный код от вашей комнаты, код этот действителен будет и для входной двери в гостиницу.

Завтрак в швейцарской «Формуле-1» стоит около пяти долларов, заказывать его надо заранее. На скромном шведском столе будут кофе или чай, апельсиновый сок, фрукты, булочки, гренки, маленькие порции масла и джема, если повезет, то и плавленого сыра. Для сравнения: в супермаркетах Швейцарии за эти деньги можно купить максимум два сандвича.

Автоматы в Швейцарии не только на заправках. Они повсюду: продают автобусные (как я понял, сдачи эти автоматы тоже не дают) и железнодорожные билеты (для них нужны кредитки,
а не мелочь), почтовые марки (принимают мелочь; когда покупал в автомате марки для открыток, пришлось помочь и нескольким иностранцам), выдают квитанции на наземных и подземных паркингах и т. д.

Но больше всего меня удивили автоматы, меняющие валюту (принимают только банкноты). В них можно поменять немецкие марки, французские и бельгийские франки, австрийские шиллинги, датские кроны, испанские песеты, английские фунты, американские и канадские доллары на швейцарские франки и наоборот.
по щвейцарии на опель корса

Одна из разновидностей парковочных автоматов. Этот выдаст квитанцию после того, как вы набрали номер места на стоянке, кинули мелочь и нажали на зеленую кнопку; при оплате кредиткой надо сначала набрать номер парковочного места, нажать голубую кнопку (одно нажатие означает снятие со счета 1/2 франка), вставить и вынуть кредитную карточку, после этого автомат выдаст квитанцию, которую надо постараться не потерять.

(Женева — Н. Новгород, март 2001 г.)

alex

Блог Александра Ельчищева

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий