Провернулись вкладыши, менять ли шатуны?
Если провернулись вкладыши
Купил с рук Opel Kadett с 1,3-литровым мотором. Вскоре после покупки “застучал” двигатель. Вскрытие” поазало, что провернулись вкладыши на второй и четвертой шатунных шейках. Коленчатый вал был уже изношен, под все вкладыши, коренные и шатунные, была подложена фольга.Подскажите, нужно ли менять в этом случае шатуны? Одни говорят “да”, другие “нет”. Все-таки это лишние траты, я узнавал: “бэушный” шатун для моего двигателя стоит 500 рублей. Хотелось бы знать также, действительно ли последний ремонтный размер шатунных вкладышей у этого двигателя 0,5 мм? Мне расточник сказал, что одна шейка укладывается в 0,25 мм, а другая в 0,5 мм, но, может, и этот размер не выйдет. Что тогда делать? Наплавлять шейки вала или искать другой “бэушный”?
Валерий Матвеев, Кстовский р-н
Картина, которую вы описали, типична при покупке подержанной иномарки с большим пробегом, это, так сказать, “предпродажная подготовка” с минимальными затратами для продавца. Остается только вам посочувствовать и постараться дать несколько советов.
К сожалению, вы не указали, какой у вас двигатель — 1.3 N или 1.3 S, но, вообще-то, особой разницы нет: первый имеет мощность 60 л. с., второй — за счет большей степени сжатия — 75 л. с. (см. табл. 1). С первым, более тяговитым мотором, как показывает практика, меньше проблем, он более живуч.
Менять или не менять?
Хорошо, что вы задаете вопрос насчет шатунов. Многие автомобилисты, попавшие в такую ситуацию и делающие ремонт своими руками (всего-то вал шлифануть и вкладыши заменить!), не задумываются над этим, оставляют шатуны, и через некоторое время им приходится переделывать свою работу. Причем последствия пренебрежительного отношения к шатунам могут быть катастрофическими, вплоть до того, что шатун может показать “руку дружбы” — пробить блок и выйти наружу.
Тогда придется менять блок (а где гарантия, что другой “бэушный” блок без изъянов?), перекидывать поршневую, менять прокладки и сальники, в общем, сэкономленные 500—1000 рублей никоим образом не покроют почти неизбежные в будущем затраты.
Если шатунные вкладыши провернулись, то зазор между шатунной шейкой коленвала и шатунным вкладышем начинает довольно быстро увеличиваться и измеряться уже не положенными сот ками, а десятками миллиметра. А после неизбежного смятия или выдавливания вкладышей — уже целыми миллиметрами. В результате больших переменных ударных нагрузок, действующих на шатун, его нижнюю головку начинает разбивать и набивать в ней эллипс.
Если шатун “облегченной” конструкции (на иномарках, особенно японских, зачастую он выглядит просто игрушечным по сравнению с теми же “жигулевскими”), то может погнуться и стержень шатуна. Проверить это в гаражных условиях непросто: понадобятся поверочная плита, или линейка, или две выточенные точно под отверстия в головках шатуна цилиндрические оправки.
Ситуация усугубляется тем, что водитель слышит стук шатунных подшипников не сразу, а лишь тогда, когда он становится явным, а значит, процесс зашел уже слишком далеко. Даже услышав неладное под капотом, он часто пытается на автомобиле со стучащим двигателем дотянуть до гаража, а дотянув, на этом не успокаивается: зовет знакомых и незнакомых, для каждого заводит двигатель и начинает резко давить на педаль газа, чтобы услышать, где стучит, а заодно получить противоречивые советы (самые “продвинутые” советчики начнут отсоединять поочередно провода от свечей зажигания), а ремонт двигателя тем временем становится все дороже и дороже.
Так что ответ однозначный: шатуны, в которых провернулись вкладыши, нужно менять. Эта рекомендация — не только результат теоретических выкладок, она подтверждена горьким опытом.
Только, конечно, менять надо пусть и на бывшие в эксплуатации, но кондиционные шатуны.
Таб. 1 Технические характеристики Opel Kadett
Двигатель | 1.3 N | 1.3 S |
Диаметр цилиндра, мм | 75,0 | |
Ход поршня, мм | 73,4 | |
Степень сжатия | 8,2 | 9,2 |
Величина компрессии, атм. | 10,0-11,5 | 11,5-13,0 |
Мощность, л. с. (при об/мин) | 60 (5800) | 75 (5800) |
Макс. крутящий момент, кгс*м (при об/мин) | 9,4 (34000-3800) | 10,1 (4200) |
Как покупать
Идеальный вариант: не покупать шатуны отдельно, а вынуть их из полуразобранного двигателя, тогда окружение шатуна — поршень, зеркало цилиндра, вкладыши, палец — многое скажут о “здоровье” шатуна. Тем более что шатуны можно взять с “родными” пальцами, да и поршни никогда лишними не будут.
Конечно, это более редкий случай, когда кто-то по какой-то причине отдает двигатель на разграбление (хотя в той же Москве, не говоря уже о продвинутых в автомобильном плане Калининградской области и Прибалтике, на складах “бэушной” техники практикуется именно такая работа с клиентами — сам сними, что тебе надо).
Чаще можно встретить в продаже уже снятые шатуны. В этом случае надо обязательно взять с собой свой шатун в качестве образца, чтобы не перепутать и не купить шатуны от 1,6- и 1,8-литровых моторов Opel Kadett. У этих более мощных двигателей расстояние между центрами отверстий в верхней и нижней головке шатуна 136 мм, а у вашего 1,3-литрового двигателя — 126 мм. Так что не забудьте при покупке положить ваш шатун на тот, который собираетесь приобрести, и сравнить.
Кстати, можете спрашивать шатуны от “Кадета” не только последнего поколения, которое на заводе обозначалось буквой Е (1984—1991 гг.), но и предыдущего — D (1979—1984 гг.), конструкция 1,3-литровых двигателей, несмотря на разную мощность, у них одинаковая. Кроме того, эти двигатели стояли и на выпускавшихся c 1981 по 1986 год “Асконах” (Opel Ascona 1.3 S), так что можно смело расширять поиск.
Подбор по массе
Перед установкой нового шатуна в двигатель надо обязательно проверить массу шатуна, ведь вам вряд ли попадется шатун того же класса, что стоит в вашем двигателе. Шатуны моторов Opel Kadett разбиты на шесть классов с интервалом в 8 г (см. табл. 2). Они не имеют индексов и цветовой маркировки, так что придется взвешивать и проверять.
Таб. 2 Масса шатунов Opel Kadett, г
Классы | |||||
476 | 484 | 492 | 500 | 508 | 516 |
Таб. 3 Поршневые пальцы
Двигатель | 1.3 N/S | 1.6 S/1.8 E |
Длина, мм | 65 | 70 |
Наружный диаметр, мм | 20 | 23 |
Зазор в бобышках поршня, мм | 0,007-0,010 | 0,011-0,014 |
Минимально допустимая разница массы шатунов, установленных в одном двигателе, составляет по инструкции те же 8 г, но я бы посоветовал сделать ее еще меньше, сняв металл с нижней части крышки шатуна.
Если есть возможность, берите комплект шатунов. Тем самым вы сэкономите время на подгонке их по массе, а это занятие нудное и кропотливое, и лучше не в гаражных условиях на наждаке, а на фрезерном или строгальном станке.
Шатунные пальцы
Остается еще один важный момент — поршневые пальцы.
Они так же, как в восьмиклапанных двигателях “Жигулей”, запрессованы в верхнюю головку шатуна и свободно вращаются в бобышках поршня.
При выпрессовке надо быть предельно аккуратным и постараться не повредить ни палец, ни поршень. По инструкции это положено делать при помощи пресса, но в гаражных условиях (в недавнем прошлом, когда не было ажиотажа вокруг цветных металлов) идеальным приспособлением для этой операции у меня с приятелем был проточенный изнутри тракторный поршень. В него помещался “жигулевский” поршень, сквозь бобышку тракторного поршня в палец вставлялась оправка, и увесистым молотком или средних размеров кувалдой он выбивался из поршня.
Поршневой палец — одна из самых ответственных деталей в двигателе, поэтому его надо как следует проверить перед обратной установкой в поршень. Нет ли на нем глубоких рисок? А главное — как он ведет себя в поршне? Для проверки надо усилием большого пальца вставить поршневой палец в поршень, повернуть поршень так, чтобы поршневой палец оказался в вертикальном положении, и проверить, выпадет он из поршня или нет.
Если поршневой палец выпадает, то придется покупать новый или “бэушный” (при покупке надо иметь с собой для проверки поршень). Вообще-то, инструкция запрещает повторное использование поршневого пальца, но мы с вами будем реалистами: если палец аккуратно выпрессован, не имеет изъянов, из бобышек поршня не вываливается, то он еще послужит на старенькой иномарке.
Если будете покупать поршневые пальцы, учтите, что в отличие от тех же “Жигулей”, где размеры пальцев на всех модификациях одного двигателя одинаковые (не считая разбивки их наружных диаметров на три категории с разницей в 0,004 мм), у 1,3-литровых моторов Opel Kadett они заметно отличаются от пальцев двигателей рабочим объемом 1,6 и 1,8 л (см. табл. 3). У последних они большего диаметра (23 вместо 20 мм) и длиннее (70 вместо 65 мм). Так что не перепутайте.
Наплавку не советую
Что касается коленвала, то, действительно, 0,5 мм — последний ремонтный размер вкладышей этого двигателя Opel Kadett (как тут не сказать спасибо родному ВАЗу за в два раза большее количество ремонтных размеров вкладышей на “Жигулях”?). Если этот размер не выйдет, я бы не советовал наплавлять шейки коленвала. В Нижнем я не знаю мест, доступных частникам, где могли бы квалифицированно наплавить шейки, осуществить правку вала и отшлифовать его под нужный размер. У меня до сих пор валяется в гараже волговский коленвал, изуродованный наплавкой на атомной станции.
Причем важно, чтобы все эти операции выполнялись в одном месте; если в разных, то не найдете того, кто ответит за качество. Если ремонт двигателя производите своими руками, лучше поищите “бэушный” коленвал, желательно не с “застучавшего” двигателя.
—
© Александр Ельчищев
Фото автора
2004 г.
P.S.
Что касается провернутых шатунов,то их сразу в металлолом,к тому же 500 рублей за б\у рабочий шатун это разве дорого?
Насчет наварить коленвал то это тоже сомнительное дело,вероятность успеха примерно 30%,при том что если в дальнейшем вал сломается ,то на ремонт уйдет денег больше чем на новый вал.
Спасибо за комментарий.
Насчет 500 руб.
Цены даны на 2004 год, учитывайте инфляцию. Да и не в Москве мы находимся, а в провинции — и задавший вопрос, и ответивший на него. 🙂 К тому же речь идет о старом «Опеле», его цену — цену всего автомобиля (!) — сейчас можно уже в шатунах мерить.
Провернутый шатун однозначно в металлолом,а иначе он таких дел может наворотить.Помните поговорку «скупой платит дважды»?Так вот,что дешевле,шатун или блок с коленвалом?
А мне вот по жизни встречалось много экономящих на новых шатунах. Это были не мотористы, а автовладельцы, которые сами лезли в ремонт двигателя. После некоторых приходилось переделывать их работу.
Не согласен с автором по поводу ремонтных размеров вкладышей. Есть 0.75мм и1мм.. Шатунные: Kolbenschmidt 87 409 630, Kolbenschmidt 87 409 640. Коренные: Kolbenschmidt 87 410 630, Kolbenschmidt 87 410 640. Цены нормальные.
Спасибо за комментарий.
Когда речь идет о цифрах — размерах, весе и т.п. деталей двигателей иномарок, то я не занимаюсь лирикой, как, допустим, при описании самого процесса ремонта. В последнем случае возможны вольности с моей стороны — личный опыт и отход от инструкций. Но цифры я брал всегда из руководств по ремонту, причем для иномарок только из иностранных источников, нашим не доверяю из-за перевода.
Так вот. последний ремонтный размер 0,5 для шатунных вкладышей для двигателя 1.3 взят из инструкций по ремонту (мануалов) уважаемого мною французского издательства RTA.
Причем из двух — «Opel Kadett E 12S -13-13S-16S-18E» и «Opel Kadett D 1.2 1.2S 1.3S».
В идеале надо брать инструкции на языке оригинала, т.е.изданные в стране-производителе автомобиля. Но этому издательству я доверяю.
Постараюсь в ближайшее время выложить фото этой информации в инструкциях. Там только два размера.
Посмотрел сейчас и мануал «Opel Ascona L. GL. SR. Berlina» французского издательства RTA. Там то же самое.
Чтобы не быть голословным, выложу фото.
Статья написана почти 10 лет назад, за прошедшее время возможны такие варианты:
— выпуск неоригинальных запасных частей сторонними фирмами;
— увеличение числа официальных поставщиков деталей и узлов в качестве запчастей, среди которых нашлись и способные улучшить ремонтопригодность;
— расширение самой фирмой диапазона ремонтных размеров в более позднее время, после выхода мануала (инструкции по ремонту).
Выложил фото страниц из 3-х упомянутых мною в ответ на комментарий мануалов. Они в конце статьи, в P.S.