Провернулись вкладыши, менять ли шатуны?

Если провернулись вкладыши

 Купил с рук Opel Kadett с 1,3-литровым мотором. Вскоре после покупки “застучал” двигатель. Вскрытие” поазало, что провернулись вкладыши на второй и четвертой шатунных шейках. Коленчатый вал был уже изношен, под все вкладыши, коренные и шатунные, была подложена фольга.Подскажите, нужно ли менять в этом случае шатуны? Одни говорят “да”, другие “нет”. Все-таки это лишние траты, я узнавал: “бэушный” шатун для моего двигателя стоит 500 рублей. Хотелось бы знать также, действительно ли последний ремонтный размер шатунных вкладышей у этого двигателя 0,5 мм? Мне расточник сказал, что одна шейка укладывается в 0,25 мм, а другая в 0,5 мм, но, может, и этот размер не выйдет. Что тогда делать? Наплавлять шейки вала или искать другой “бэушный”?
Валерий Матвеев, Кстовский р-н

Картина, которую вы описали, типична при покупке подержанной иномарки с большим пробегом, это, так сказать, “предпродажная подготовка” с минимальными затратами для продавца. Остается только вам посочувствовать и постараться дать несколько советов.

К сожалению, вы не указали, какой у вас двигатель — 1.3 N или 1.3 S, но, вообще-то, особой разницы нет: первый имеет мощность 60 л. с., второй — за счет большей степени сжатия — 75 л. с. (см. табл. 1). С первым, более тяговитым мотором, как показывает практика, меньше проПровернулись вкладыши, менять ли шатуны?блем, он более живуч.
Менять или не менять?
Хорошо, что вы задаете вопрос насчет шатунов. Многие автомобилисты, попавшие в такую ситуацию и делающие ремонт своими руками (всего-то вал шлифануть и вкладыши заменить!), не задумываются над этим, оставляют шатуны, и через некоторое время им приходится переделывать свою работу. Причем последствия пренебрежительного отношения к шатунам могут быть катастрофическими, вплоть до того, что шатун может показать “руку дружбы” — пробить блок и выйти наружу.

Тогда придется менять блок (а где гарантия, что другой “бэушный” блок без изъянов?), перекидывать поршневую, менять прокладки и сальники, в общем, сэкономленные 500—1000 рублей никоим образом не покроют почти неизбежные в будущем затраты.

Если шатунные вкладыши провернулись, то зазор между шатунной шейкой коленвала и шатунным вкладышем начинает довольно быстро увеличиваться и измеряться уже не положенными сот ками, а десятками миллиметра. А после неизбежного смятия или выдавливания вкладышей — уже целыми миллиметрами. В результате больших переменных ударных нагрузок, действующих на шатун, его нижнюю головку начинает разбивать и набивать в ней эллипс.

Если шатун “облегченной” конструкции (на иномарках, особенно японских, зачастую он выглядит просто игрушечным по сравнению с теми же “жигулевскими”), то может погнуться и стержень шатуна. Проверить это в гаражных условиях непросто: понадобятся поверочная плита, или линейка, или две выточенные точно под отверстия в головках шатуна цилиндрические оправки.

Ситуация усугубляется тем, что водитель слышит стук шатунных подшипников не сразу, а лишь тогда, когда он становится явным, а значит, процесс зашел уже слишком далеко. Даже услышав неладное под капотом, он часто пытается на автомобиле со стучащим двигателем дотянуть до гаража, а дотянув, на этом не успокаивается: зовет знакомых и незнакомых, для каждого заводит двигатель и начинает резко давить на педаль газа, чтобы услышать, где стучит, а заодно получить противоречивые советы (самые “продвинутые” советчики начнут отсоединять поочередно провода от свечей зажигания), а ремонт двигателя тем временем становится все дороже и дороже.

Так что ответ однозначный: шатуны, в которых провернулись вкладыши, нужно менять. Эта рекомендация — не только результат теоретических выкладок, она подтверждена горьким опытом.
Только, конечно, менять надо пусть и на бывшие в эксплуатации, но кондиционные шатуны.

Таб. 1 Технические характеристики Opel Kadett

Двигатель 1.3 N 1.3 S
Диаметр цилиндра, мм 75,0
Ход поршня, мм 73,4
Степень сжатия 8,2 9,2
Величина компрессии, атм. 10,0-11,5 11,5-13,0
Мощность, л. с. (при об/мин) 60 (5800) 75 (5800)
Макс. крутящий момент, кгс*м (при об/мин) 9,4 (34000-3800) 10,1 (4200)

Как покупать

Идеальный вариант: не покупать шатуны отдельно, а вынуть их из полуразобранного двигателя, тогда окружение шатуна — поршень, зеркало цилиндра, вкладыши, палец — многое скажут о “здоровье” шатуна. Тем более что шатуны можно взять с “родными” пальцами, да и поршни никогда лишними не будут.

Конечно, это более редкий случай, когда кто-то по какой-то причине отдает двигатель на разграбление (хотя в той же Москве, не говоря уже о продвинутых в автомобильном плане Калининградской области и Прибалтике, на складах “бэушной” техники практикуется именно такая работа с клиентами — сам сними, что тебе надо).

Чаще можно встретить в продаже уже снятые шатуны. В этом случае надо обязательно взять с собой свой шатун в качестве образца, чтобы не перепутать и не купить шатуны от 1,6- и 1,8-литровых моторов Opel Kadett. У этих более мощных двигателей расстояние между центрами отверстий в верхней и нижней головке шатуна 136 мм, а у вашего 1,3-литрового двигателя — 126 мм. Так что не забудьте при покупке положить ваш шатун на тот, который собираетесь приобрести, и сравнить.

Кстати, можете спрашивать шатуны от “Кадета” не только последнего поколения, которое на заводе обозначалось буквой Е (1984—1991 гг.), но и предыдущего — D (1979—1984 гг.), конструкция 1,3-литровых двигателей, несмотря на разную мощность, у них одинаковая. Кроме того, эти двигатели стояли и на выпускавшихся c 1981 по 1986 год “Асконах” (Opel Ascona 1.3 S), так что можно смело расширять поиск.

Подбор по массе
Перед установкой нового шатуна в двигатель надо обязательно проверить массу шатуна, ведь вам вряд ли попадется шатун того же класса, что стоит в вашем двигателе. Шатуны моторов Opel Kadett разбиты на шесть классов с интервалом в 8 г (см. табл. 2). Они не имеют индексов и цветовой маркировки, так что придется взвешивать и проверять.

Таб. 2 Масса шатунов Opel Kadett, г

Классы
476 484 492 500 508 516

Таб. 3 Поршневые пальцы

Двигатель 1.3 N/S 1.6 S/1.8 E
Длина, мм 65 70
Наружный диаметр, мм 20 23
Зазор в бобышках поршня, мм 0,007-0,010 0,011-0,014

Минимально допустимая разница массы шатунов, установленных в одном двигателе, составляет по инструкции те же 8 г, но я бы посоветовал сделать ее еще меньше, сняв металл с нижней части крышки шатуна.

Если есть возможность, берите комплект шатунов. Тем самым вы сэкономите время на подгонке их по массе, а это занятие нудное и кропотливое, и лучше не в гаражных условиях на наждаке, а на фрезерном или строгальном станке.

Шатунные пальцы

Остается еще один важный момент — поршневые пальцы.
Они так же, как в восьмиклапанных двигателях “Жигулей”, запрессованы в верхнюю головку шатуна и свободно вращаются в бобышках поршня.

При выпрессовке надо быть предельно аккуратным и постараться не повредить ни палец, ни поршень. По инструкции это положено делать при помощи пресса, но в гаражных условиях (в недавнем прошлом, когда не было ажиотажа вокруг цветных металлов) идеальным приспособлением для этой операции у меня с приятелем был проточенный изнутри тракторный поршень. В него помещался “жигулевский” поршень, сквозь бобышку тракторного поршня в палец вставлялась оправка, и увесистым молотком или средних размеров кувалдой он выбивался из поршня.

Поршневой палец — одна из самых ответственных деталей в двигателе, поэтому его надо как следует проверить перед обратной установкой в поршень. Нет ли на нем глубоких рисок? А главное — как он ведет себя в поршне? Для проверки надо усилием большого пальца вставить поршневой палец в поршень, повернуть поршень так, чтобы поршневой палец оказался в вертикальном положении, и проверить, выпадет он из поршня или нет.

Если поршневой палец выпадает, то придется покупать новый или “бэушный” (при покупке надо иметь с собой для проверки поршень). Вообще-то, инструкция запрещает повторное использование поршневого пальца, но мы с вами будем реалистами: если палец аккуратно выпрессован, не имеет изъянов, из бобышек поршня не вываливается, то он еще послужит на старенькой иномарке.

Если будете покупать поршневые пальцы, учтите, что в отличие от тех же “Жигулей”, где размеры пальцев на всех модификациях одного двигателя одинаковые (не считая разбивки их наружных диаметров на три категории с разницей в 0,004 мм), у 1,3-литровых моторов Opel Kadett они заметно отличаются от пальцев двигателей рабочим объемом 1,6 и 1,8 л (см. табл. 3). У последних они большего диаметра (23 вместо 20 мм) и длиннее (70 вместо 65 мм). Так что не перепутайте.

Наплавку не советую
Что касается коленвала, то, действительно, 0,5 мм — последний ремонтный размер вкладышей этого двигателя Opel Kadett (как тут не сказать спасибо родному ВАЗу за в два раза большее количество ремонтных размеров вкладышей на “Жигулях”?). Если этот размер не выйдет, я бы не советовал наплавлять шейки коленвала. В Нижнем я не знаю мест, доступных частникам, где могли бы квалифицированно наплавить шейки, осуществить правку вала и отшлифовать его под нужный размер. У меня до сих пор валяется в гараже волговский коленвал, изуродованный наплавкой на атомной станции.

Причем важно, чтобы все эти операции выполнялись в одном месте; если в разных, то не найдете того, кто ответит за качество. Если ремонт двигателя производите своими руками, лучше поищите “бэушный” коленвал, желательно не с “застучавшего” двигателя.

© Александр Ельчищев
Фото автора

2004 г.

P.S.

ремонтные размеры шатунных вкладышей Опель Кадет

Из мануала RTA «Opel Kadett E 12S -13-13S-16S-18E» Стр. 22

ремонтные размеры шатунных вкладышей Опель Кадет

Из мануала RTA «Opel Kadett D 1.2 1.2S 1.3S». Стр. 20

Из мануала «Opel Ascona L. GL. SR. Berlina»

Из мануала «Opel Ascona L. GL. SR. Berlina» французского издательства RTA. Стр. 7

Фото страниц из 3-х инструкций по ремонту с ремонтными размерами шатунных вкладышей двигателя 1.3 (1300) Opel Kadett — в ответ на комментарий Александра.

alex

Блог Александра Ельчищева

Вам может также понравиться...

комментариев 9

  1. Что касается провернутых шатунов,то их сразу в металлолом,к тому же 500 рублей за б\у рабочий шатун это разве дорого?
    Насчет наварить коленвал то это тоже сомнительное дело,вероятность успеха примерно 30%,при том что если в дальнейшем вал сломается ,то на ремонт уйдет денег больше чем на новый вал.

  2. alex:

    Спасибо за комментарий.
    Насчет 500 руб.
    Цены даны на 2004 год, учитывайте инфляцию. Да и не в Москве мы находимся, а в провинции — и задавший вопрос, и ответивший на него. 🙂 К тому же речь идет о старом «Опеле», его цену — цену всего автомобиля (!) — сейчас можно уже в шатунах мерить.

  3. Провернутый шатун однозначно в металлолом,а иначе он таких дел может наворотить.Помните поговорку «скупой платит дважды»?Так вот,что дешевле,шатун или блок с коленвалом?

  4. alex:

    А мне вот по жизни встречалось много экономящих на новых шатунах. Это были не мотористы, а автовладельцы, которые сами лезли в ремонт двигателя. После некоторых приходилось переделывать их работу.

  5. Александр:

    Не согласен с автором по поводу ремонтных размеров вкладышей. Есть 0.75мм и1мм.. Шатунные: Kolbenschmidt 87 409 630, Kolbenschmidt 87 409 640. Коренные: Kolbenschmidt 87 410 630, Kolbenschmidt 87 410 640. Цены нормальные.

  6. alex-elch:

    Спасибо за комментарий.
    Когда речь идет о цифрах — размерах, весе и т.п. деталей двигателей иномарок, то я не занимаюсь лирикой, как, допустим, при описании самого процесса ремонта. В последнем случае возможны вольности с моей стороны — личный опыт и отход от инструкций. Но цифры я брал всегда из руководств по ремонту, причем для иномарок только из иностранных источников, нашим не доверяю из-за перевода.
    Так вот. последний ремонтный размер 0,5 для шатунных вкладышей для двигателя 1.3 взят из инструкций по ремонту (мануалов) уважаемого мною французского издательства RTA.
    Причем из двух — «Opel Kadett E 12S -13-13S-16S-18E» и «Opel Kadett D 1.2 1.2S 1.3S».
    В идеале надо брать инструкции на языке оригинала, т.е.изданные в стране-производителе автомобиля. Но этому издательству я доверяю.
    Постараюсь в ближайшее время выложить фото этой информации в инструкциях. Там только два размера.

  7. alex:

    Посмотрел сейчас и мануал «Opel Ascona L. GL. SR. Berlina» французского издательства RTA. Там то же самое.
    Чтобы не быть голословным, выложу фото.

  8. alex:

    Статья написана почти 10 лет назад, за прошедшее время возможны такие варианты:
    — выпуск неоригинальных запасных частей сторонними фирмами;
    — увеличение числа официальных поставщиков деталей и узлов в качестве запчастей, среди которых нашлись и способные улучшить ремонтопригодность;
    — расширение самой фирмой диапазона ремонтных размеров в более позднее время, после выхода мануала (инструкции по ремонту).

  9. alex:

    Выложил фото страниц из 3-х упомянутых мною в ответ на комментарий мануалов. Они в конце статьи, в P.S.

Добавить комментарий