Toyota D-4D 180 Clean Power

САМЫЙ ЧИСТЫЙ ДИЗЕЛЬ

Toyota D-4D 180 Clean Power Название концепта Toyota D-4D 180 Clean Power, которое было написано большими буквами на его боковой поверхности и переводится как “чистая мощность”, — не рекламная бравада: по заявлению японской фирмы, у машины с одноименным перспективным дизельным двигателем самый чистый выхлоп среди серийных дизельных автомобилей мира.
Не надо быть автоэкспертом, чтобы узнать в показанном в Париже концепт-каре слегка замаскированный Toyota Avensis последнего поколения. Измененный материал облицовки радиатора — металлическая сеточка, фирменная серебристая краска кузова под названием Silverstone, которой окрашивалась до этого лишь эксклюзивная модификация TS, насыщенная тонировка стекол — все это декоративные мелочи. Главное новшество — под капотом.

Там находится четырехцилиндровый турбодизель с непосредственным впрыскомToyota D-4D 180 Clean Power-4 топлива Toyota D-4D Clean Power — прототип нового суперэкологичного двигателя. Вернее, семейства моторов рабочим объемом от 1,9 до 2,2 л. Уровень выброса в атмосферу вредных компонентов у него заметно ниже предписанного экологическими нормами “Евро-4”: оксида азота (NOx) — примерно на 50%, а частиц сажи — на 80%.
Важно отметить, что такой чистый выхлоп был достигнут не у маломощного агрегата, у которого это сделать намного легче, а у двигателя, чья отдача составляет 180 л. с. (этот параметр отражен в цифровом индексе в названии концепта и самого двигателя). Она больше, чем у обычных турбодизельных “четверок”, чей литраж находится в диапазоне 1,9—2,2 л, и характерна для V-образных “шестерок”. Ну а тяга у японского мотора просто завидная: ее максимум — 41 кгс•м, такой же, например, как у V-образной “восьмерки” нашего грузовика ЗиЛ-130.

Toyota D-4D 180 Clean Power-2

По оси абсцисс — оксид азота NOx (г/км), по оси ординат — частицы сажи (г/км). Линия — нормы “Евро-4” для дизельных двигателей, точка — показатель двигателя D-4D 180 Clean Power

Как же удалось угодить и ценителям мощных дизелей, и экологам? Ответ следующий: за счет применения комплексной системы очистки отработавших газов Toyota D-Cat и оптимальной организации рабочего процесса сгорания. Последнее подразумевает установку общей для форсунок рампы (известной под термином Common Rail) новой конструкции, пьезоэлектрических форсунок вместо обычных, способных делать до пяти (!) впрысков топлива в цилиндр за цикл, и поднятия до небывалой величины давления впрыска (до 180 МПа).
Что же представляет собой система очистки отработавших газов Toyota D-Cat (Diesel Clean Advanced Technology — “передовая технология “чистого” дизеля”), при создании которой было запатентовано более 1600 (!) технических решений?
Ее главный элемент — четырехкомпонентный каталитический нейтрализатор DPNR (Diesel Particulate NOx Reduction — “сокращение выброса сажи и оксида азота”), единственный в мире катализатор, способный одновременно снижать в выхлопе количество оксида азота и частиц сажи.
Интересной особенностью системы DPNR является дополнительная, пятая форсунка, наличие которой в выставленном отдельно от автомобиля двигателе сбивало с толку посетителей Парижского автосалона — многие из них думали, что перед ними пятицилиндровый мотор. В отличие от ранних систем впрыска бензиновых моторов, в которых дополнительная форсунка была Toyota D-4D 180 Clean Power-3пусковой и, соответственно, стояла на впускном коллекторе, пятая форсунка двигателя Toyota D-4D Clean Power стоит на выпускном. Работая по команде блока управления двигателем, она при необходимости впрыскивает небольшую порцию топлива, облегчая тем самым работу катализатора, и помогает избавляться от накопившихся в отработавших газах оксидов азота, а также частиц серы.
Часть выхлопных газов отбирается из выпускного коллектора системой рециркуляции отработавших газов (EGR), у которой есть собственный охладитель отбираемых газов, и вновь отправляется во впускной коллектор. Быстродействие этой системы повышено за счет установки высокоэффективного электронного клапана, способного за пять сотых секунды полностью открыть перепускной канал.

*
Несмотря на сложность нового высокотехнологичного дизельного двигателя, его промышленное освоение — вопрос недалекого будущего. На Парижском автосалоне представители японской фирмы заявили, что планируется установка самого чистого в мире дизеля на европейские модели Toyota уже в 2005 году. Для этой цели Toyota Motor Company выделила инвестиции в размере 200 миллионов евро для строительства в Польше завода площадью 300 тыс. кв. м (на пятьсот рабочих мест). Он-то и должен освоить выпуск 150 тысяч двигателей D-4D 180 Clean Power. Так что фирменный слоган Tomorrow’s diesel technology today (“Завтрашняя дизельная технология сегодня”) на парижском стенде фирмы не просто игра слов, а близкая реальность.

Александр ЕЛЬЧИЩЕВ
Фото автора и Toyota Motor Company

(Парижский автосалон 2004 г.)

 
Toyota_D-4D

alex

Блог Александра Ельчищева

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий