Новогоднее автобусное путешествие в Скандинавию
Поездка на автобусе и пароме в Финляндию, Швецию, Норвегию и Данию из Москвы (зима 2012-2013 гг.).
С Олегом я знаком уже целую вечность, наши дороги пересеклись еще в армии. Было это на юге бывшей нашей страны. Потом вместе учились в Москве в разных вузах, хотя могли бы и в одном. Я учил одни языки, он другие. Пару лет назад он попросил помочь в выборе фотоаппарата – собирался в первый раз увидеть всю Европу из окна автобуса (раньше он жил на Дальнем Востоке, хорошо знал Китай и Тайвань). На рассказ о той поездке я его так и не раскрутил, после отдыха у него был завал на работе, да к тому же он начал писать книгу. Но узнав, что он недавно посетил на автобусе Скандинавию, я от него не отстал и по горячим следам все же выведал его впечатления о поездке.
30.12.12 – Хельсинки, 31.12. 12 – Стокгольм, Осло, 01.01.13 – Осло, 02.01.13 — Копенгаген,, 03.01.13 – Стокгольм, 04.01.13- Финляндия.
— Олег, какой был маршрут и сроки его реализации?
Нам, группе из 45 человек, предстояло посетить четыре скандинавские страны: Финляндию, Норвегию, Швецию и Данию за 6 дней на санкт-петербургском туристическом автобусе «Вольво» и трех паромах вместимостью от 1800 до 2500 человек, с магазинами беспошлинной торговли, развлекательными центрами, ресторанами, шведским столом и даже сауной с бассейном.
— Ну это «галопом по Европам» называется. Да еще такой толпой. Я такое не люблю. Только на автомобиле можно ощутить настоящую свободу — ехать, куда хочешь и останавливаться, где хочешь. Ну и во сколько обошлась поездка?
Это была моя вторая автобусная поездка с компанией «ТурТрансВояж». В первый раз приобрел путевку через знакомое турагентство, таккак раньше не знал о существовании «ТурТрансВояжа», из-за чего 11-дневная поездка в Западную и Южную Европу в январе 2011 года оказалась дороже на 200€, поэтому решил сэкономить на посреднике. Скопив за год деньги на поездку около 25 тысяч рублей, с товарищем по работе отправились в новогоднее приключение. Кстати, лучше с товарищем или подругой, потому что в первую поездку мне пришлось доплачивать за одноместные номера в гостиницах по маршруту, так как все туристы были парами или с семьями.
— Что входило в стоимость путевки?
Оформление шенгенской визы (75€), проживание с завтраком в гостиницах (2 ночи) и на паромах без завтрака и ужина (3 ночи) по маршруту (399€), плацкартный вагон по маршруту Москва – Санкт-Петербург и обратно (42,5€), 3 завтрака на паромах (27,7€ и один – в подарок, от ужинов отказался), топливный сбор (15€), скидка за вторую поездку – 10€.
— Путевку ты брал заранее или нашел в интернете «горящую»?
— Заказывать туры нужно заранее. В канун Нового года приходится пик туристических поездок, поэтому всего поехало три группы: основная и две дополнительные со своим русским гидом и комфортабельным автобусом. Мы заключили договор 16 октября 2012 года, сдав заграничные паспорта для визы, а путешествие началось 29 декабря 2012 года с Ленинградского вокзала г. Москвы, где встретились с нашим будущим гидом, которая раздала документы и справочные материалы (путеводители, страховку и др.) и разместила группу по местам в вагонах.
— Повезло с гидом?
— Наш гид из Владимира – Блинова Елена Анатольевна — оказалась высокопрофессиональным и жизнерадостным организатором, знающим историю, культуру, королевские династии, дворцы, соборы и памятники, традиции и обычаи скандинавских народов, цены на популярные у туристов покупки, напоминала о бдительности и соблюдении графика движения, при необходимости проявляя строгость к опаздывающим к автобусу в назначенный час, так как из-за них срывались экскурсии и график (были среди нас и такие лица из-за чрезмерной увлеченности покупками).
— Автобус был комфортабельным? А то мне в Польшу приходилось ездить на каком-то рындване. Правда, давно это было.
— Да. Автобус был оснащен двумя телевизорами, поэтому смотрели новогодние концерты и советские фильмы. Например, «Карнавальная ночь» с Людмилой Гурченко в главной роли или, когда ехали по территории Финляндии, — очень смешную комедию о характере финнов «За спичками» с Евгением Леоновым, Вячеславом Невинным и Галиной Польских.
Через каждые 2 часа автобус делал санитарные остановки для небольшого отдыха. Кипятка в чайнике емкостью 3 л на всех не хватало, потому что некоторые жаждущие наливали в свои термосы или бездонные кружки кипятка без меры, забывая об остальных. Кроме кипятка, в автобусе были чайные пакетики, кофе и небольшие разовые пластиковые стаканы. Как правило, во время движения пить чай или кофе нельзя из-за опасности обжечься, это делалось на остановках (от 30 мин до 45 мин), когда можно было перекусить своей снедью. Например, полукопченой краковской колбасой, которую благополучно провез через российско-финскую границу (хотя мясные и молочные продукты к ввозу в Финляндию запрещены) и галетами. Питьевую воду делал сам, заваривая зеленый чай в гостинице. Кстати, к ручному кипятильнику, как и к зарядному устройству для фотоаппарата, обязательно нужен переходник евростандарта с толстыми вилками.
— Как тебе Хельсинки? Меня в первый раз удивило, что народ там ходил в шортах. Я думал, в Скандинавии всегда прохладно.
— Красивый город. После осмотра достопримечательностей было свободное время для прогулки по набережной и городу до вечера. Через несколько часов прибыли в Турку (древнее название – Або, когда-то был главным городом страны).
— Табличка с названием «Або» меня озадачила во время первой поездки в Турку. Если не готов морально, трудно на скорости ориентироваться в шведских названиях, которых на западе Финляндии полно. Перед поездкой по тем местам надо хотя бы знать названия крупных городов по-шведски.
— В Турку сели на паром Viking Line и рано утром следующего дня пришвартовались в гавани шведской столицы Стокгольм. До 10 утра осмотрели достопримечательности и сразу же выехали в столицу Норвегии – Осло (525 км)
— Что-то больно быстро. А Новый год где вы встретили?
— В Норвегии, в 4-х звездочном отеле сети Scandic. 2013-й год встретили два раза по местному времени: в 21:00 (в Москве была полночь) и в 24:00. На набережной, когда часы Ратуши пробили 12 ударов, новогодний фейерверк, который начался раньше, усилился, но барабанные перепонки всех многочисленных зрителей выдержали.
Пили шампанское, любезно предоставленное нашим гидом, рядом с институтом Альфреда Нобеля. За порядком следили полицейские и пожарные. На следующее утро, без новогодних потерь, в хорошем настроении отправились осматривать достопримечательности Осло.
— Наверняка все было закрыто?
1 января все магазины были закрыты, но некоторые сувенирные лавки работали. За дополнительную плату 5€ посетили старейший в Европе лыжный трамплин Хольменколлен, который расположен на высоте примерно 600 м над уровнем моря, где лежал снег и куда вела канатная дорога. Много норвежцев на машинах приезжали туда кататься на лыжах.
Вообще, скандинавы – очень спортивная и здоровая нация, наверное, этому способствует суровый климат и традиции. Пьяных ни в одной из этих стран мы не видели, много велосипедистов, для которых выделены специальные полосы с нанесенным на дорожное полотно рисунком велосипеда. Скорость велосипедистов не маленькая, поэтому прохожим нужно быть внимательными, чтобы не стать причиной инцидента в чужой стране. В Копенгагене, например, молодые и не очень мамаши ездят на велосипедах со специальной люлькой для малышей впереди руля, даже совсем юные девушки и красивые женщины поменяли авто на веломоду.
— Я помню, как в Копенгагене, недалеко от парка Тиволи (вот он у тебя на фото), на нашу «десятку» неслась сломя голову дама на велосипеде — из-за затора на въезде в подземный паркинг мне пришлось остановиться на велодорожке. У нас бы велосипедист вильнул бы и объехал, молча или чертыхнувшись, а там чтобы избежать тарана я был вынужден резко сдать назад. «Чтобы дров не наломать», — так, кажется, сказал комэск в «В бой идут одни старики», отвернув от идущего на таран новичка. Ничего не попишешь — это была ее законная территория.
— Что и говорить, скандинавскую нацию вполне можно считать самой спортивной и здоровой на нашем континенте, потому что культивируется гармоничное развитие жителей севера с суровой природой: не отобрать все у нее, как этому приучали нас на протяжении нескольких поколений — насовать в землю как можно больше труб и выкачать углеводороды, а, наоборот, не только не мусорить и не отравлять атмосферу вредными продуктами своей разрушительной жизнедеятельности, но сохранять и приумножать окружающую среду: воздух, воду, землю и все что на них живет, будь то человек, растение или животное. Поразила одежда жителей Скандинавии: простая, удобная, разноцветная, меха или шкур животных ни разу не видел.
Кстати, по обеим сторонам всех без исключения автодорог установлены проволочные ограждения, защищающие лесных животных от столкновений с автотранспортом, для них даже сделаны частые воздушные переходы.
— Знакомо по Канаде, а в Скандинавии что-то не припомню. В Швеции точно. Отдыхал в лесу, оставляя машину на обочине, и заезжал в лес по узким дорожкам, почти тропам. На одной из них, уступая дорогу, съехал в траву и задел поддоном двигателя камень. Думал, все, приехал…
— Из Осло отправились вечером на пароме DFDS в Копенгаген, стоял на верхней открытой палубе и смотрел в воду, в которой плавали куски льда, и на светящиеся разноцветными огнями берега норвежского фьорда длиной 123 км. Холодно не было, только от долгого вглядывания в темные воды холодного Северного моря стало на душе зябко, и спустился на палубу, где в магазине беспошлинной торговли сделал небольшие покупки.
С товарищем попарились в сауне (€7,5 с чел., без ограничения по времени, но до 22:00), где был и небольшой бассейн, в который не пошли из-за отсутствия плавок. Можно было дополнительно заказывать ужины на пароме, но мне хватило шведских завтраков.
Интересна история этих самых шведских завтраков. Несколько столетий назад, когда шведы ушли в боевой поход, а спустя некоторое время вернулись с победой, когда их не ждали, их жены и дети собрали, что у кого было в тот момент на кухне и накрыли один общий шведский стол. Видимо, это так им понравилось, что с тех самых пор это название пользуется популярностью до настоящих времен.
— Что еще запомнилось в датской столице? Я все к русалочке норовил каждый раз, да по их Арбату прошвырнуться, ну и королевский дворец, фонтан Гефион… Так, русалочку и дворец на фото вижу, но у тебя здесь и что-то новенькое…
— В Копенгагене посетили всемирно известную пивоварню «Карлсберг», в музее которого хранятся сотни тысяч пивных бутылок со всего света, есть и российская «Балтика». Дегустация двух сортов пива придала историческую реальность этому событию в моей жизни.
Другим ярким впечатлением стало посещение шведского флагманского корабля «Васа», затонувшего из-за конструкторской ошибки в расчете остойчивости сразу же после выхода с верфи в море в начале XVII века. Корабль был поднят со дна моря и в течение почти двух десятилетий прошлого века восстанавливался в натуральную величину. К счастью, не вся его команда погибла. А облик нескольких матросов, кто разделил его печальную участь 400 лет назад, ученые смогли восстановить, поэтому они смотрят на нас почти живыми глазами, с выступающим потом на лбу, не зная, что несчастье даровало им долгую жизнь в истории своей страны.
— Как тебе цены в Копенгагене? Меня они шокировали даже в Макдональдсе. Благодаря таким ценам у них нет проблем с незаконной иммиграцией. Это видно на улицах.
— Уровень жизни в Скандинавских странах очень высокий, не зря же Дания считается самой дорогой страной Евросоюза, а самой счастливой – Норвегия.
— Через Торфяновку возвращались? Долго стояли на границе?
— Благополучно миновав погранпереход Торфяновка, если не считать получасовую задержку из-за уплаты нашими попутчицами пошлины за купленное в поездке пиво с превышением разрешенной к ввозу нормы, мы оказались на Родине. Об этом можно было судить и по ухабистой дороге, из-за которой наш автобус подкидывало (вот когда понял, почему нельзя на багажные полки класть тяжелые предметы) и по отсутствию фонарей вдоль нее.
В 20 часов вечера мы были на Московском вокзале Санкт-Петербурга, и в половине первого ночи заняли свои плацкартные купе и уснули сладким сном, предвкушая встречу с родными и близкими следующим утром.
— Что дала тебе поездка, кроме чисто впечатлений путешественника. В таком путешествии когда вырываешься от суеты, приходят умные мысли.
— После знакомства со странами Северной Европы, ее историей, традициями, обычаями, нравами, городами, природой, инфраструктурой, экономикой, политическим строем, доступностью парламента для простых граждан, уровнем жизни стал сторонником возрождения конституционной монархии в нашей стране. Возможно, если бы история династии Рюриковичей сейчас насчитывала 400 лет, то и у нас все было бы прекрасно, и все, без исключения, подданные бы жили в достатке, добиваясь личного благополучия и процветания страны своим потом и трудом. И не мучил бы тогда нас вечный вопрос: «Кто виноват? Что делать? и Куда мчится Тройка-Русь?»
— Спасибо, Олег, за рассказ. Обязательно съездим вместе на автомобиле. Это мой любимый маршрут в Европу после негостеприимной Польши. Я тебе покажу Европу в свободном полете, ну а ты мне, надеюсь, Китай.
—
© Александр Ельчищев, Олег Кибальников
Фото Олега Кибальникова
—
Deprecated: Функция get_currentuserinfo с версии 4.5.0 считается устаревшей! Используйте wp_get_current_user(). in /var/www/user466747/data/www/alex-elch.ru/wp-includes/functions.php on line 6078