ВАЗ 1111Э

Без выхлопной трубы

Осенью 1996 года наша «Ока» стала победительницей ралли в Турине. Она опередила 25 автомобилей известных европейских фирм, установив рекорд прохождения круга.

Это соревнование было не совсем обычным: по улицам итальянского города автомобили проносились без привычного рева двигателей, почти бесшумно. Объяснение этому феномену в названии ралли — «Двенадцать электрических часов Турина». Состязались же электромобили. Давайте поближе познакомимся с «виновницей» торжества, опередившей именитые «Пежо», «Ситроены», «Фиаты» и «Сеаты». На первый взгляд это обычная вазовская микролитражка. Только вот термин этот ей не подходит — литража у ее двигателя нет вовсе.

ЕМУ НЕ СТРАШНА ДЕТОНАЦИЯ

Открыв капот, силовой агрегат мы не увидим. Основное место в моторном отсеке занимает контейнер с зеленой крышкой (намек на экологичность?), в котором находятся необслуживаемые никель-кадмиевые батареи. Слева от него блоки преобразователей и тиристорной системы управления, а справа… обычная 12-вольтовая аккумуляторная батарея. Она аварийная, на случай выхода из строя тяговой батареи.

Полностью источник энергии под капотом не поместился, поэтому есть еще два контейнера — под задним сиденьем и в багажнике. Энергоемкость всего этого «электрохозяйства» — 8 кВт/ч, а вес аж 350 кг! Поэтому в подвеске установлены пружины с более толстым прутком, да и самому кузову потребовались некоторые доработки.

Не секрет, что производство электромобилей сдерживается в первую очередь несовершенством аккумуляторных батарей. Поэтому отрадно, что у ВАЗ-1111Э они наши — саратовского производства. Отечественный (сарапульский) и 25-киловаттный электродвигатель постоянного тока. Он крепится к картеру, объединяющему двухступенчатый редуктор, цилиндрическую главную передачу и дифференциал. Крутящий момент от силового агрегата передается на приводы, как у обычной «Оки».

ТОЛЬКО ДВЕ ПЕДАЛИ

Легкости управления электрической «Окой» позавидует владелец иномарки с «автоматом». Хоть в его машине тоже нет педали сцепления, но все же рычаг на селекторе надо перемещать и задавать режим работы КПП. Здесь же коробки, естественно, нет (настоящий подарок дамам!) — нажимаем на педаль «газа» и воздействуем на электродвигатель через систему управления, грубо говоря, реостатом, как на троллейбусе. И благодаря этому «Ока-Электро» с перекрестка рванет одной из первых. А как же задний ход? Очень просто — включается клавишей слева от руля.

Управляя этим автомобилем, надо забыть об опыте езды на обычной машине, для которой нежелательно частое пользование тормозами. Здесь, нажимая на педаль тормоза, вы сначала притормаживаете двигателем (позже начнут срабатывать и колесные тормозные механизмы) и возвращаете электроэнергию в аккумуляторную батарею. В этом режиме ваш электродвигатель становится генератором!

Этой особенностью электромобиля можно воспользоваться в ситуации, когда тяговая батарея полностью разрядилась (в отличие от привычных нам стартерных батарей ей это не смертельно), а до дома осталось доехать каких-то пару километров. Надо или с горки скатиться, или попроситься ненадолго на буксир и легонько попритормаживать.

ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ

Притормаживание, рекуперация энергии — это все хорошо, но как обстоят дела с больными вопросами для электромобилей: с зарядкой батарей и пробегом на одной «заправке»? Заряжать тяговую батарею ВАЗ-1111Э можно двумя способами: на стационарной станции (они пока только проектируются, поэтому сейчас — в организациях, где можно взять «большой» ток) или в бытовых условиях. В последнем случае зарядный блок подключают к сети 220 В. Его можно установить под пассажирское сиденье или хранить в гараже. На подзарядку уйдет 7-8 часов. Многовато, но обычно электромобиль ставится на подзарядку на ночь, а это время редко используется для поездок, да и электроэнергия в эти часы дешевле.

А на сколько хватит одного заряда? И вообще, какой ресурс у батареи? Решим несложную арифметическую задачу. Дано: завод-изготовитель гарантирует батареи 500 — 1000 циклов разряд-заряд. Возьмем в среднем — 750 циклов. Каждого цикла хватает на пробег 130 км (при скорости 40 км/ч) или 100 км в городском режиме. Так как автомобильчик больше городской, возьмем последнюю цифру. Получаем, что минимум 75 000 км можно отъездить.

Существенные коррективы в запас хода вносит манера езды: быстрее едешь — быстрее кончится запасенная энергия. Испытатели могут одну «заправку» за день изъездить, а могут и на три дня растянуть.
Интересно, увидим мы в обозримом будущем в наших городах экологически чистые автомобили? По всей видимости, да. ВАЗ-1111Э — не просто выставочный образец, а мелкосерийный автомобиль. Тихо, без помпы, в опытно-промышленном производстве генерального департамента развития АО АВТОВАЗ в 1994 г. собрали 7 электромобилей, в 1995 г. — 20, в прошлом — 50, в нынешнем планируется — 150.

Конечно, этого количества мало, чтобы заполнить улицы наших городов — в первую очередь Москвы (Лужков на них глаз положил). Но оцените динамику роста — это же геометрическая прогрессия. И если дела пойдут так, то «Ока-Электро» уже не будет в три раза дороже тюнинговой сестры с ДВС, и в городах станет легче дышать.

Технические характеристики ВАЗ 1111Э

Полная масса, кг 1140
Емкость багажника, л 90
Макс. скорость, км/ч 90
Время разгона с места, с
до 30 км/ч 4
до 60 км/ч 14

© Александр Ельчищев

alex

Блог Александра Ельчищева

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий