Юбилей фирмы Рено

Renault: Позади первое столетие

Немногие из ныне здравствующих автомобильных фирм могут похвастаться тем, что основаны в прошлом веке. К этому избранному кругу относится французская компания Renault, отметившая в уходящем году свой 100-летний юбилей.

Начало

Далеко не каждое предприятие с таким солидным стажем может продемонстрировать место, где началась его история. Почитателям самой крупной французской фирмы повезло — сохранилась мастерская рядом с загородным домом семейства Рено, в которой был построен первый автомобиль этой марки. Домик этот, расположенный в пригороде Парижа — Бийянкуре, со всех сторон окруженный цехами завода, еще в двадцатые годы стал музеем.
Первый автомобиль, который собрал вернувшийся из армии в сентябре 1898 года Луи Рено вместе с однополчанином и подмастерьем, имел двигатель с воздушным охлаждением De Dion с несерьезными по нынешним меркам рабочим объемом около 200 «кубиков» и мощностью в 3/4 л. с. Мотор был расположен впереди трубчатой рамы под капотом, форма которого ассоциировалась у французов со шкафчиком для еды.
Первенец имел запатентованную Луи Рено 3-ступенчатую КПП с прямой передачей, карданный вал (новинку для того времени) и разгонялся до 35 км/ч. Создавая свой автомобиль, конструктор, которому тогда исполнился 21 год, не помышлял о его производстве. Но призовое место в гонках на улице Лепик в Париже принесло Луи Рено, кроме приза в 60 золотых франков, еще и 12 заказов на автомобиль. Это была судьба.
Вместе с братьями Марселем и Фернаном Луи Рено 1 октября 1898 года основывает общество Renault Freres («Братья Рено»). В первые дни персонал фирмы составлял всего 6 человек. За первые полгода на предприятии было собрано 69 автомобилей, среди них — новая модель А с двигателем объемом 273 куб. см.
В 1902 году молодая фирма отправляет на гонки Париж — Вена три Renault-К — первые модели с 4-цилиндровыми двигателями. Гонщиками были сами основатели фирмы. Луи Рено после двух аварий пришлось сойти с дистанции, а Марсель завоевывает первую победу для Renault в международных соревнованиях.
В 1906 году на автосалоне в Берлине Renault Freres демонстрирует свой первый автобус. Этот год примечателен еще и тем, что начинаются поставки автомобилей этой марки в Россию. (Луи Рено планировал также постройку заводов в России, которые должны были превзойти завод в Бийянкуре.)
В 1907 году фирма выпускает уже 3 тысячи автомобилей в год, по улицам Лондона и Нью-Йорка курсируют 1000 такси Renault. В 1908 году после смерти Марселя в гонках Париж — Мадрид фирма переименовывается в SA des Usines Renault («Акционерное общество заводов Рено»). В этом же году на автомобилях Renault появляются первые 6-цилиндровые двигатели объемом 9,5 л! Сначала на модели Renault-50/60 CV, а через два года — на более компактной Renault-18/25 CV.

«Марнское такси»

Десятые годы памятны для SA des Usines Renault такими новшествами, как система смазки двигателя под давлением (1911 г.) и появившиеся к 1913 году на всех моделях (кроме 2-цилиндровых) колеса со съемными ободами для демонтажа шин. Эти более удобные в эксплуатации (еще деревянные) колеса были запатентованы Луи Рено и выпускались его фирмой. (Далее мы увидим, что Рено старался почти все делать на своем заводе и не доверял, выражаясь современным языком, смежникам.)
В канун первой мировой войны персонал фирмы насчитывал уже 5200 человек, а годовой выпуск составлял 10 тысяч автомобилей в год.
Во время же войны славную страницу в историю фирмы вписали автомобили-такси Renault. В сентябре 1914 года немецкие войска подошли к реке Марне, и над столицей Франции нависла смертельная угроза. Необходимо было срочно перебросить войска на опасный участок фронта, но транспорта катастрофически не хватало. Было принято оригинальное решение: задействовать парижские такси. 1200 таксомоторов Renault Type A.G. сумели перевезти 5 тысяч солдат к линии фронта. С тех пор этот автомобиль, созданный специально для работы в качестве таксомотора, именуется «Марнским такси».

Гигантомания

В начале двадцатых годов на фирме увлеклись гигантоманией. В качестве примера можно назвать 5,12-метровую «сорок пятую» модель с двумя вариантами колесных баз — 3,8 и 3,99 м. Мощный по тем временам 40-сильный 9,1-литровый шестицилиндровый двигатель (его система охлаждения вмещала 55 л воды!) разгонял автомобиль до 145 км/ч.
Его облегченный одноместный вариант с аэродинамическим кузовом победил в 1926 году в 24-часовых гонках (4167,78 км автомобиль прошел со средней скоростью 173,649 км/ч). Выпускался Renault-40 CV до 1929 года.
Назовем некоторые технические новшества в те годы. С 1922 года на больших, а с 1925 года и на остальных моделях Renault появляются тормоза на передних колесах. В 1923 году создаются оригинальные шестиколесные модели для рейдов в Сахару и Луи Рено патентуется механический усилитель руля.
1929 год памятен появлением у Renault первого 8-цилиндрового рядного двигателя. Мотор рабочим объемом 7,1л, установленный на модели Reinastella, имел принудительную систему охлаждения с водяным насосом (многие модели тех лет имели еще термосифонную систему охлаждения).

Все своими силами

Луи Рено знакомится в 1928 году с Генри Фордом и посещает его империю. Находясь под впечатлением увиденного, он решается на постройку современнейшего в Европе завода.
В 1929 году на острове Сеген (напротив первой мастерской Луи Рено) начинается строительство нового завода, а в 1934 году он вступает в строй.
Новый завод строился в разгар экономического кризиса. В это непростое время становится банкротом одна из ведущих автокомпаний страны — Citroen, с каждым месяцем все новые и новые автомобильные фирмы прекращают свое существование (достаточно сказать, что в 1929 году во Франции насчитывалось 90 автофирм, а к концу тридцатых годов — только 28). Луи Рено не получает банковских кредитов и в постройку завода вкладывает все имеющиеся резервы, вплоть до личных сбережений. Эта была игра ва-банк, но судьба и на этот раз благоволила к нему.
Замечу, что заводы Renault нельзя назвать чисто автосборочными. Луи Рено, подобно Генри Форду, стараясь почти не зависеть от поставщиков (и диктуемых ими цен), отдавал распоряжения выпускать на своих предприятиях совсем нехарактерную для автозаводов продукцию.
Например, с 1904 по 1946 год под маркой Renault выпускались свечи зажигания, с 1935 по 1956 год — шины собственного производства (в ответ на ценовую экспансию шинного гиганта Michelin). Даже моторное масло поставлялось на завод основанной в 1911 году собственной компанией по производству масел и имело марку Renault.
Мало того, кварцевый песок, необходимый в литейном производстве, Renault получала с собственного (с 1922 года) карьера в пригороде Парижа. Даже отходы того же литейного производства у столь рачительного хозяина не пропадали даром — из них делали отличные кирпичи для строительства новых цехов, а излишки продавали другим предприятиям. Даже… конкуренту Андрэ Ситроену, чей завод располагался на другой стороне Сены в паре километров от Бийянкура.
Апофеозом вертикальной интеграции производства Renault в те годы можно назвать производство собственной ваты. Причем в таких масштабах и качества, что с 1939 года ее начинают закупать государственные медучреждения. Удивительно ли после этого, что Луи Рено, как и Генри Форд, для подвоза сырья к своим заводам строил собственные железные дороги, мосты и пристани?
Что же касается легковых автомобилей фирмы, то они в середине тридцатых годов очень напоминали по конструкции американские модели. У них были необычайно вместительные кузова, рычаг переключения 3-ступенчатой коробки передач находился под рулем, рычаг стояночного тормоза имел форму ручки зонтика, тормоза имели механический привод. С 1936 года Renault начинает устанавливать запатентованные сиденья с амортизирующими подушками и спинками.
Перед второй мировой войной численность работающих на Renault уже составляла 33 тысячи человек, годовой объем производства — 62 907 автомобилей.

Национализация

14 июня 1940 года в Париж входят немецкие войска. В следующем месяце заводы Renault переходят под немецкое управление и выпускают только грузовые автомобили. Во время войны половина производственных мощностей завода в Бийянкуре была разрушена англо-американскими бомбардировками.
Сразу же после освобождения столицы Франции в конце августа 1944 года Луи Рено арестовывают (официальная версия: сотрудничество во время оккупации с нацистами), и вскоре он умирает при невыясненных обстоятельствах в тюрьме. В этом деле много белых пятен: похоже, что Временное правительство генерала Шарля де Голля просто использовало удобный повод для национализации гигантской компании. 16 января 1945 года Renault объявляется государственным предприятием и именуется Regie nationale des usine Renault.
Через два года после освобождения Парижа, в октябре 1946 года, на восстановленном заводе начинается производство разработанного в годы войны Renault-4CV, ставшего для французов таким же народным автомобилем, как «Жук» в соседней Германии. Это была первая модель Renault с задним расположением силового агрегата. У нее был несущий кузов, независимая подвеска всех колес, гидравлический привод тормозов.
Renault-4 CV стал первым крупносерийным автомобилем фирмы — до июля 1962 года их было выпущено 1105543 штук. Кроме Франции автомобиль выпускался в Великобритании (!) и по лицензии в… Японии. Он настолько успешно экспортировался в США, что мощности завода не могли обеспечить все заявки американских дилеров! (Такому автомобилю не грех и памятник поставить на родине.)

Новые заводы

В 1952 году вступает в строй новый завод во Флине (50 км от Парижа вверх по течению Сены). Предприятие по праву считалось одним из лучших в мире, его высоко оценили побывавшие на нем представители Ford Motor Company (и наш генсек Никита Сергеевич Хрущев, посетивший самое крупное автосборочное предприятие Renault во время переговоров о модернизации АЗЛК).
В 1956-м построен завод по производству моторов в нормандском Клеоне. Модели этих лет: Fregate, Daufine и элегантный кабриолет Floride.
Как известно, вопросам пассивной безопасности автомобилей общественность стала уделять пристальное внимание лишь в семидесятые-восьмидеся- тые годы. На Renault этими исследованиями вплотную занялись еще в пятидесятые годы, а точнее в 1954 году, когда на предприятии была создана первая в мире лаборатория физиологии и биомеханики. Инженеры и медики начали изучать причины аварий и способы уменьшения их последствий.
В конце пятидесятых Renault, ставшая шестым автопроизводителем в мире, начинает строить автосборочные заводы в Латинской Америке, в первую очередь в Аргентине и Бразилии.

Снова бестселлеры

В 1961 году на смену народному автомобилю Renault-4CV приходит созданный с чистого листа переднеприводный 5-дверный Renault-4. Новая машина настолько сочетала в себе простоту конструкции, надежность и практичность, что продержалась на конвейере почти треть столетия и была растиражирована в более 8 млн. экземпляров. В конце шестидесятых она станет культовым автомобилем хиппи и импортной моделью номер один в Германии.
В 1965 году с конвейера нового завода около Гавра сходит Renault-16 — первый в мире легковой автомобиль с кузовом хэтчбек (конструкция его задних сидений предусматривала семь различных фиксируемых положений) и блоком двигателя, отлитым под давлением из легкого сплава, первый в Европе с серийным электровентилятором. Renault-16 получил почетное звание «Автомобиль года» и простоял на конвейере до конца семидесятых (выпущено 1846000 экземпляров).
С появлением этого автомобиля в корне меняется представление о французских машинах в Европе. До этого считалось, что фирма способна выпускать только компактные автомобили (это направление задал ее первый послевоенный президент Пьер Лефоше).
В 1969 появляется Renault-12 и вступает в строй новый завод на севере Франции — в Дуэ.

От «пятерки»до «суперпятерки»

Начало семидесятых годов ознаменовано выпуском десятимиллионного послевоенного автомобиля. В 1971 году появляются элегантные спортивные купе Renault-15 и Renault-17.
Но самым знаменательным для фирмы и ее поклонников стал 1972 год. Запущен в серию очередной бестселлер — переднеприводный хэтчбек Renault-5.
Соперник популярного Fiat-127 первым в мире среди серийных автомобилей получил пластмассовые бамперы из высокопрочного пластика (в следующем году на его боковой поверхности появятся широкие защитные накладки из полиуретана). Это новшество, дающее больший простор для фантазии дизайнеров, сразу же было освоено и конкурентами.
Надо признать, что модели Renault тех лет были очень живучими, подолгу стояли на конвейере и все время совершенствовались. Так, например, за долгую жизнь «пятерки» конструкторы успели заменить расположение ее силового агрегата с продольного на поперечное, сделав ее «суперпятеркой»; в выпускающийся десятый год Renault-16 внедрили новинку тех лет — центральный замок, а покупателям Renault-18 Turbo в 1982 году предложили вместе с ключами от машины и брелок с дистанционным пультом.
В середине семидесятых Renault выпускает уже 1,5 млн автомобилей в год, больше половины которых идет на экспорт (с середины шестидесятых годов и до конца семидесятых экспорт Renault составил четверть миллиона автомобилей). Постоянно совершенствуется производство. Так, при сборке «четырнадцатой» модели, пришедшей в 1976 году на смену Renault-12, фирмой впервые были применены роботы.
К концу семидесятых годов Renault построены сборочные заводы в более чем тридцати странах мира. Среди них выделяляется испанский филиал FASA и румынский Dacia, на котором с 1981 года выпускается снятая с производства во Франции модель Renault-12 (сейчас «Дачию» несколько подновили, но все равно в ней безошибочно угадывается прототип тридцатилетней давности).

Пример японцам

Начало восьмидесятых памятны для Renault объемом производства, превысившим цифру 2 млн. экземпляров, покупкой 46% акций четвертой автомобильной компании США — Аmerican Motors Corporation и появлением на бензиновых двигателях Renault-5 и Renault-18 турбокомпрессоров (напомню, что идею турбонаддува Луи Рено запатентовал еще в 1902 году).
Результатом тесного сотрудничества с American Motors Corporation становится производство в США в 1982 году Renault-9 под именем Alliance, получившего титул «Автомобиль года». За океаном собиралась и мало чем отличавшаяся от Renault-9 «одиннадцатая» модель.
Столь широкомасштабная заокеанская экспансия вызывает финансовые трудности у французского концерна. Его новое руководство продает акции American Motors Corporation третьей автокомпании США — Chrysler.
Удивительный факт: не только японцы способны заниматься автомобильной интервенцией в Штатах, но, оказывается, и французы. Причем не просто продавать свои машины, а собирать на территории США, как это делают сейчас те же японцы и в последнее время немцы.
Кстати, американские магистральные тягачи Mack с классической капотной компоновкой, выпускаемые компанией Mack Trucks, третьим производителем грузовиков в США, — не что иное, как филиал Renault V.I.
Renault не сразу оправилась от крупномасштабных авантюр — даже выпуск в 1984 году представительской модели Renault-25 с V-образной «шестеркой» и первого европейского мини-вэна Renault Espace нельзя еще было назвать окончательным финансовым выздоровлением компании.
Символом нового подъема фирмы становится в 1988 году хэтчбек Renault-19 (через год появится седан на его базе с именем собственным — Chamade). Это была первая модель Renault, созданная под девизом тотального качества. Лучшим подтверждением удачной конструкции и надежности этого автомобиля служит тот факт, что на протяжении пяти лет это была самая продаваемая импортная модель в Германии.
Из интересных новшеств этих лет вспомним Renault-11 Electronic, которая получила в 1983 систему дистанционного управления магнитолой на руле (сейчас это неотъемлемая принадлежность автомобилей Renault). На «одиннадцатой» и «двадцать пятой» модели была применена система самодиагностики с голосовым синтезатором, которая определяла важность и очередность подачи информации водителю.

Десятый десяток

Девяностые годы — самые плодотворные в истории фирмы. Вспомним и ее неоднократные победы на чемпионатах мира в «Формуле-1», и многочисленные смелые концепт-кары, разработанные под руководство Патрика Ле Кемена дизайнерским отделением Renault, и замечательные оригинальные серийные автомобили: Renault Clio, получивший звание «Автомобиль года», авангардистский крохотный однообъемник Renault Twingo, солидные Renault Safrane и Renault Laguna, семейство Megane — седан Classic с самым вместительным багажником в своем классе, мини-вэн Scenic и кабриолет.
В июле 1996 года произошло интересное событие — Renault вновь стала частной компанией. Ныне сборочные заводы приватизированного гиганта Renault расположены в 20 странах мира, а его автомобили продаются в более чем 100 странах.
Что касается России, то в ноябре 1997-го правительство Москвы и Renault подписали соглашение о создании совместного торгово-промышленного предприятия «Автофрамос» с планируемым объемом выпуска — 120 тысяч автомобилей в год. Как видим, через восемь десятков лет сбываются планы Луи Рено.

© Александр Ельчищев
Фото автора

.

 

 

alex

Блог Александра Ельчищева

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий