Автопутешествие Нижний Новгород — Крым

Маршрут: Нижний Новгород-Южный берег Крыма-Нижний Новгород
Автомобиль ВАЗ-2108 (бензин/газ)
Экипаж: Михаил Баринов, Александр Ельчищев

СТРОГО НА ЮГ

Ежегодно два миллиона человек гостят на солнечном полуострове Крым. Около сотни тысяч из них приезжают отдыхать на автомобилях. Россияне составляют примерно четверть от этого количества автотуристов. Желающих и имеющих возможность прошуршать своими колесами по крымским дорогам гораздо больше, но их останавливает отсутствие информации. Если она и доходит, то порой в таком искаженном виде, что приходится только удивляться огромному количеству сказочников вокруг.
Отправляясь на автомобиле в Крым, мы хотели увидеть все своими глазами, чтобы честно рассказать нашим читателям о дороге, условиях для отдыха, достопримечательных местах и многих других “препятствиях”, которые придется преодолевать автопутешественникам.

Брать или не брать , вот в чем вопрос
Для отпускников, а именно так мы себя запрограммировали, подготовка к путешествию всегда была самым напряженным и ответственным делом. Составляются списки вещей, необходимых в дороге, закупаются продукты, прорабатывается маршрут… Но обойтись без этой, казалось бы, суеты, невозможно: отпуск может лишиться своей целесообразности или хотя бы беззаботности.

Для каждого автовладельца подготовка к дальней дороге , дело личное, почти интимное.
Не существует единственно правильного варианта. Мы лишь расскажем, как все это проходило у нас.
Главное , заранее подготовить автомобиль. То есть проверить работу тормозов, системы питания и охлаждения, провести все необходимые регулировки и замены. Это лучше сделать не в последний день перед выездом, а как минимум за неделю. Пяти-шести дней достаточно для устранения мелких недочетов, обычно всплывающих после ремонта.

Второй по значимости вопрос: что взять с собой в дорогу? Сколько брать вечерних костюмов, галстуков, фраков, каждый решает для себя сам, сообразуясь с личными планами на отдых. Не нужно засовывать в машину весь домашний скарб и полтонны запчастей. Возьмите только самое необходимое , и машине легче, и вам просторнее.
Из запасных частей прихватите только самое необходимое , мелочь, выход из строя которой может омрачить поездку, например, коммутатор, бегунок, свечи, лампочки, ремни. Если вдруг и случится серьезная поломка в дороге, то все равно придется обратиться в автосервис или магазин. Вдоль трассы их так же много, как и заправок. Кстати, забудьте старые привычки и оставьте канистры для бензина дома. До самого моря проблем с бензином не будет, причем цены на него даже чуть ниже, чем в родном Нижнем.

Перед выездом обязательно проверьте, взяли ли вы деньги, документы на автомобиль, водительское удостоверение, паспорт с вкладышем, удостоверяющим, что вы , гражданин России (на детей , свидетельство о рождении с таким же вкладышем). Взрослые могут воспользоваться заграничным паспортом нового образца , проблем нигде не будет.
Несколько слов о вещах, никогда не считавшихся обязательными, но отсутствие которых может превратить поездку в Крым в настоящий кошмар. Прежде всего это радар-детектор, или просто антирадар. Нам его установили в фирме “НЭК”, директор которой сам недавно ездил по дорогам Украины и на личном опыте убедился, что без этой относительно недорогой штучки теряешь массу времени, денег и нервов. Мы не призываем вас нарушать скоростной режим на трассе, но если следовать предписанию всех знаков, особенно на территории Украины, то море вы, в лучшем случае, увидите к концу своего отпуска. Знаки, ограничивающие скорость, стоят вдоль дороги частоколом, изредка разрешая ускориться до 70 км/ч. Чаще всего причин для ограничения скорости нет, многие знаки попросту забыли снять после ремонта. Но при встрече с украинским гаишником поди докажи, что ты не верблюд.

Представьте себе загородную трассу под Запорожьем, прямую, как стрела, просматриваемую до горизонта, с двумя полосами движения в каждом направлении, разметкой. Не ищите напрасно зеленого щита, обозначающего магистраль. На обочине установлен круглый знак с цифрой 40, а под ним красуется табличка, предупреждающая, что с такой скоростью нужно двигаться на протяжении пяти километров. Это может выдержать только человек с очень крепкими нервами. Даже зная, что за пригорком стоит инспектор с радаром, подчиниться ограничению весьма трудно, а что уж говорить о тех, кто находится в полном неведении (антирадара-то нет). Они отчаянно бросаются вперед и замирают через пару километров в покорной очереди к инспектору. Три таких нарушения стоят больше, чем установка радара-детектора. За день он нас выручал по десять-пятнадцать раз, перевести в деньги , голова закружится. В общем, думайте сами, решайте сами , иметь или не иметь.
Дорога до Москвы большинству наших автомобилистов знакома, как тропинки в собственном саду, и потому описание трассы начнем с Московской кольцевой.

Первая автомагистраль
Московская окружная встретила нас сплошными ограничениями до 40 км/ч: шел ремонт дороги. А ведь, если не ошибаемся, о ее сдаче отрапортовали еще к 850-летию Москвы, в начале прошлой осени. Из-за бурного строительства мы не смогли подъехать к газовой заправке, о которой нам рассказали знакомые перед выездом, и продолжили путь, подсчитывая, сколько еще наша “девятка” протянет на дешевом топливе. На бензине же машина не хотела идти, дергалась , засорился карбюратор.

Доехали до пересечения с Варшавским шоссе, благополучно “развязались” и по дороге М2 Москва , Симферополь пошли строго на юг. До столицы Крыма 1407 км пути. Карты подсказывают нам, что это автомобильная дорога с усовершенствованным покрытием (цементобетон, асфальтобетон) шириной 7,11 м, местами обещают даже автостраду с разделительной полосой между проезжими частями. Что ж, посмотрим.
Долгожданную газовую заправку нашли по объяснениям гаишников в районе Подольска, сразу же за громадным рынком запчастей и постом ГАИ (справа от дороги , бетонный забор со скромной надписью “Пропан” и огромной “Цемент, известь, алебастр”, 1 л , 1,1 руб.).

За Подольском началась настоящая автострада с двумя-тремя полосами в каждом направлении, с разделительным широким газоном. Местами, как на европейских автобанах, один ряд был отделен сплошной линией для аварийных остановок.

От Хрущево до Горбачево , сплошная перестройка
В начале второго (выехали мы из Нижнего в пять утра) пересекли границу Тульской области. Покрытие дороги ухудшилось, появились заплаты, трещины. Заправки стали попадаться реже. “Желудочные часы” все настойчивее указывали на обеденное время, а мест, где можно было бы перекусить, вдоль трассы не было видно.
Зато в изобилии вдоль дороги стали появляться палатки с тульскими пряниками. Остановившись у самой симпатичной продавщицы, расспросили о жизни в Тульской губернии и затарились сладкой продукцией.
За 35 км до Тулы дорога сузилась, началась неразбериха с указателями (если слепо им следовать, то все нормально; если же заранее изучал карту и знаешь, что объездная уходит направо, а указатель показывает налево, вот тогда возникают вопросы).

На объездной дороге в районе тульского пригорода Хрущево (через пару часов мы проедем еще и поселок Горбачево) начался какой-то дорожно-строительный кошмар. Успешно пройдя гигантский слалом, мы, подчиняясь знакам, все равно были вынуждены съехать с объездной трассы и направиться в город.

В итоге на прохождение Тулы у нас ушло два часа. На обратном пути мы проверили, что намного выгоднее сразу ехать через областной центр, тем более что весь город можно проехать по широким проспектам почти без поворотов.
В Щекино решили возобновить поиски наклейки RUS (едем же за границу). Остановились у магазина запчастей. Ассортимент скудный, зато девушка-продавец приветливая. Нужный товар мы увидели только наклеенным на двери. Без лишних слов наклейку нам презентовали. После тщетных попыток закрепить ее на нашей “девятке” мы водворили наклейку на прежнее место.

Увидев загорающие на обочине знакомые машины Opel Frontera и BMW 5-й серии (их водители в это время объяснялись с гаишниками), мы еще раз убедились в том, что тот, кто на трассе чрезмерно спешит, и тот, кто идет с разрешенной скоростью, из пункта А в пункт Б почти всегда приходят одновременно. Это суждение и в дальнейшем несколько раз подтверждалось, когда мы проезжали мимо остановленных ГАИ знакомых машин.

Курская дорожная аномалия
Тульские дороги мы вспомнили не раз, когда въехали в Курскую область. Они там хоть и не подарок, но дорожно-ремонтный бум, охвативший родину Левши, вселяет надежду на скорые перемены. В Курской же губернии, сразу от границы, началась узкая без разметки тоскливая дороженька. Вся в ухабах и неумелых заплатах. Всюду знаки “40 км/ч”, “60 км/ч”, но тратиться на них было не обязательно: быстрее при всем желании не поедешь, если подвеска дорога.

Въезжали мы в Курскую область на обратном пути и со стороны украинской границы. Картина та же: латаная-перелатаная дорога и допотопные заправки. Неприглядной оказалась у местного губернатора и мэра “визитка”.
Хотели добраться поближе к границе, но курская дорога нас вконец умотала, да и пройденная тысяча верст начинала сказываться. Начали искать мотель, выяснилось, что надо сворачивать в город.

Прохожие в городе не все знали дорогу к запланированному нами месту ночлега, а указатели то исчезали, то неожиданно появлялись (спрашивать лучше ресторан “Сейм”: за ним находятся две гостиницы). Остановились в более дешевой из них, в “Сосновом бору” (35,60 рублей с человека). Мотель оказался на удивление приятным и опрятным, с охраняемой стоянкой.
Устроившись, решили заняться машиной. Надо было восстановить нормальную езду на бензине, продув жиклеры карбюратора. Оказалось, что продувать нечем (насос забыли дома), взять не у кого (население мотеля видело уже первые сны). Пришлось напрягать серое вещество и искать обходную технологию.

Надули воздушный шарик, вставили в него трубку и полученным приспособлением продули жиклеры. Результат превзошел все ожидания , до самого Черного моря ехали без проблем.

Хороший отдых в дороге , залог хорошего самочувствия и настроения. Душ и чистая постель курского мотеля зарядили нас оптимизмом, потому несколько десятков километров до границы даже по курским дорогам пролетели незаметно.
Надежда заполучить знак RUS связывалась с последним магазином “Автозапчасти” на российской земле, километрах в пяти от границы. Веселый продавец с южным акцентом долго торговался, но все же всучил нам мятую наклейку за 15 рублей и пожелал счастливого пути.

Таможня дает добро
Пересечение границы для советского человека , событие, даже если это граница с Украиной. Российскую таможню прошли, ограничившись лишь предъявлением паспорта. На украинской стороне выполнение всех формальностей заняло около получаса. Пассажиры при этом только показывают паспорта на въезде и больше ни в чем не участвуют и никого не интересуют , пассажир не человек.

Владелец машины отдает документы для заполнения декларации, уплатив за это 4 гривны. Откуда взять гривны? Обмен рублей на гривны , первая операция, производимая на украинской земле, , здесь же, на таможенном комплексе. Лучше обменять сразу рублей 100 (30 гривен), чтобы иметь минимальный запас “на всякий случай”.
После заполнения декларации за соседним столом получаете страховое свидетельство, заплатив еще 5 гривен. Страхование гражданской ответственности и жизни владельца обязательно для всех въезжающих на Украину.
Следующий этап , экологический контроль. Здесь должны проверяться СО и СН в выхлопных газах, внешний вид машины. В большинстве же случаев все ограничивается уплатой еще нескольких гривен и получением необходимых штампов для выезда из пограничной зоны.

Пункт проверки чистоты автомобилей на СО , в десяти метрах от последнего пограничного шлагбаума. Сюда люди в комуфляже милицейским жезлом приглашают всех приезжающих. Если у вас все в норме , никаких проблем, если превышение установленных норм , придется платить: чем больше превышение, тем больше платите. Но подчиняться указующему жезлу человека в форме вовсе не обязательно. Табличка “ГАИ” за его спиной относится к стационарному посту ДАИ, но никак не к экологическому. Если остановит милиционер и спросит, почему вы не подчинились, у вас есть хорошая отмазка , водитель на дороге подчиняется только требованиям работников ГАИ (ДАИ) и никому больше.

“Мы такие же славяне”
Через несколько километров езды по самостийной Украине решили спросить у даишников о разрешенном в сопредельном государстве скоростном режиме и требованиях местных стражей дорог. Нам объяснили, что правила и штрафы примерно те же, что и в России, и, улыбнувшись, добавили: “Мы такие же славяне”.

Спрятанный автобан
После Харькова мы начали бдительно следить за дорогой. Расспросив перед поездкой людей сведущих, мы знали, что здесь начнется замаскированный скоростной участок, въезд на который закрыт, но через несколько километров на него можно будет заехать. Надо только внимательно следить, куда пойдет основной поток машин.
Разведданные подтвердились. Проехав Мерефу, увидели в районе Ольховатки закрытый въезд на автобан и пошли параллельным курсом по обычной дороге. Машин на трассе было мало, поэтому мы не увидели сворачивающего на автомагистраль транспортного потока (надо повернуть направо через пару километров после закрытого въезда).
Через 25 км за поселком Высокое все же выскочили на двухполосную в каждом направлении, с разделительным газоном магистраль и дошли по ней до границы с Днепропетровской областью.

Отдых в Плавнях
Специальных площадок для отдыха на трассе практически нет. Места отдыха выбирайте сами в зависимости от самочувствия. Можно остановиться на берегах Молочной реки и поваляться на “кисельных” берегах недалеко от границы Запорожской области, но лучше проехать еще километров пятьдесят и устроить бивак в плавнях, там, где лиманы Азовского моря подступают к самой дороге.

Для человека, выросшего в центре России, заросли трехметровых камышей будут настоящей экзотикой. Такое многие видели только в фильмах: стена плотной растительности, наполненной голосами птиц, журавли и цапли, расхаживающие по мелководью и парящие над головой , природа в первозданном виде. Получасовой сон в таком сказочном месте восстанавливает силы лучше, чем несколько часов отдыха в городе.

Мы уже говорили об ограничениях скорости на дорогах Украины , их много. Местное население относится к ним с должным уважением. Редко можно увидеть машину с украинскими номерами, двигающуюся со скоростью больше 90 км/ч, будь это “Запорожец” или крутая иномарка.

Постарайтесь не планировать к концу второго дня пути увидеть Черное море. Какой смысл после многих часов дороги уставшим въезжать в Крым и подвергать себя опасности на горных серпантинах? К тому же выбирать жилье на побережье удобнее утром, а не под ночное стрекотание цикад.

Самый оптимальный вариант , за сорок километров до границы с Крымом свернуть влево, к поселку Геническ, и уже через пятнадцать минут окунуться в воды Азовского моря. Ехали к Черному морю, а по пути заскочили на Азовское , здорово. Кров, чистую постель и сохранность машины здесь с радостью предложат всего за 3 гривны (10 рублей) с человека.

Еще одна граница
Утром, еще раз искупавшись в чистом Азове, с хорошим настроением мы подъехали к крымской границе. Здесь не было никаких вопросов и заполнения бумаг, только очередная проверка токсичности отработавших газов автомобиля. Поскольку наша машина работала на газе, то ее проверять не стали и выдали “Талон чистоты”, закрепив его на ветровом стекле. Больше никаких проверок нам не устраивали на протяжении всей командировки , маленький яркий талончик выступал гарантом нашей “экологичности”.
Через час на горизонте появились горы, значит, мы близки к конечной цели путешествия. Море — за горами.

Александр ЕЛЬЧИЩЕВ
При участии Михаила Баринова
Июнь 1998 г.

alex

Блог Александра Ельчищева

Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. Дмитрий Колесник:

    А прошлым летом в Крым двинули на машине, всю ночь простояли в очереди на паром, жуть (((

Добавить комментарий