Купить Citroen BX?

Ситроен ВХ: советы при покупке

Купить Citroen BX?

Этот французский переднеприводный хэтчбек низшего среднего класса, появившийся на свет 23 сентября 1982 года, был для своего времени явлением незаурядным. Кажущийся сейчас простецкий угловатый кузов был спроектирован знаменитым итальянским дизайнерским ателье Bertone, плюс широкий выбор двигателей, фирменная гидропневматическая подвеска, четыре дисковых тормоза и большие для тех лет 14-дюймые колеса.

Автомобиль снят с производства в 1994 году, но до сих пор остались ценители этой модели, которые не прочь его приобрести и возиться с ним. Далеко ходить не надо — мой приятель Сергей Петров, с которым мы работали на ситроеновском сервисе, до сих пор не прочь купить так понравившийся ему «бэ-иксик».

Кузов Ситроен ВХ

Выбор типов кузова у Citroen BX невелик. Их у него всего два — пятидверный хэтчбек и универсал. Появившийся в июне 1985 года вместительный грузопассажирский вариант более практичен, но хэтчбек выглядит гармоничнее.

Ранние версии Citroen BX лучше не покупать — износ деталей у них больше, коррозия кузова
сильнее, да и больше вероятности, что автомобиль подвергался неквалифицированному ремонту, если он уже много лет в нашей стране (это обстоятельство для такой сложной машины просто губительно). Внешне эти версии легко определить по более узким, чем фары, прямоугольным указателям поворотов на передних крыльях.

В начале девяностых, когда я непосредственно сталкивался с Citroen BX на СТО, состояние их было еще вполне приличным, сквозной коррозии не наблюдалось, но сейчас, по прошествии стольких лет, расклад совсем другой. Совет обычный: повышенное внимание традиционно слабым местам — днищу, порогам, колесным аркам. А вот капоту и задней багажной двери ржавчина не страшна — они у этого автомобиля из пластика.

купить Ситроен ВХ

Ситроен ВХ, присевший на задние лапы на набережной Сены недалеко от места, где был расположен завод Citroёn

Двигатели Ситроен ВХ

Наименее мощным — 1,4-литровым (1360 куб. см) 62-сильным карбюраторным двигателем (заводское обозначение XY6 D, индекс на табличке — 150 А) комплектовались модели Citroen BX без цифрового индекса, а два более «оборотистых» варианта этого двигателя — мощностью 72 л. с. (150 С) и 68 л. с. (150 F) — устанавливались на пятидверный хэтчбек Citroen BX14 Е/RE и универсал Citroen BX 14 Е Break.

Я бы не советовал покупать «четырнадцатую» модификацию Citroen BX. И вот почему.

Во-первых, у этого автомобиля двигатель гильзованный (в легкосплавном блоке цилиндров установлены «мокрые» чугунные гильзы), без ремонтных размеров поршневой группы (при ремонте приходится менять полностью комплект гильзы-поршни). Уплотнение гильз с помощью тонких каучуковых колец (их диаметр чуть больше миллиметра), в отличие от привычных нам медных плоских кольцевых прокладок, весьма ненадежно.

Во-вторых, система смазки у него общая с коробкой передач, главной передачей и дифференциалом! А раз система смазки трансмиссии под давлением, то в ней вместо привычных шариковых и роликовых подшипников — нежные биметаллические вкладыши, наподобие коренных подшипников двигателя. Проглядел уровень масла, пробил поддон, перегрел мотор (вследствие чего рассохлись каучуковые уплотнения гильз) — угробил не только двигатель, но и весь силовой агрегат.

В-третьих, из-за того что этот двигатель установлен в моторном отсеке с большим наклоном (72 градуса) — он почти лежит, очень неудобно регулировать клапаны, особенно выпускные. К ним приходится подбираться из ямы, а если ее нет, то ложиться на двигатель и делать эту операцию вниз головой (во время этого садомазохизма я постоянно вспоминал конструкторов такого чуда).

Ну и из-за такого наклона двигателя чуть что с прокладкой клапанной крышки — «спина» двигателя будет вся в масле.

Короче, я в свое время все проклинал при его ремонте, и если вы не мазохист, то не берите Ситроен ВХ с таким движком.

Единственный плюс этого силового агрегата в том, что он был выпущен в больших количествах. Мало того, запчасти, навесное оборудование или силовой агрегат целиком можно позаимствовать не только у «родственника» по концерну — Peugeot-205, но и у автомобиля конкурирующей фирмы — Renault-14!

Citroen BX с индексом «16» оснащался 1,6-литровым 94-сильным двигателем (171 С, по маркировке Peugeot — XU 5S) с ременным приводом распредвала (у предыдущего двигателя он был цепным). Этот двигатель тоже легкосплавный, но не лежит в моторном отсеке, а лишь слегка наклонен, система смазки у него не общая с трансмиссией. Комплектовался он исключительно пятиступенчатыми коробками передач (можно встретить и автоматическую 4-ступенчатую КПП, но брать в таком варианте автомобиль, у которого и так хватает фирменных заморочек, уже явный перебор).

На мой взгляд, «шестнадцатый» ВХ  (Citroen BX 16) — оптимальный вариант для покупки.

Самые мощные бензиновые моторы у Citroen BX 19 — 1,9-литровые. Их отдача в зависимости от степени сжатия и количества карбюраторов (один или два) или наличия системы впрыска — 102, 105, 126 и 160 л. с. Учтите, что последний, шестнадцатиклапанный вариант (D6 C, XU 9 J4) с гидротолкателями рассчитан на 98-й бензин. Кроме того, у него легкосплавный гильзованный блок цилиндров, а у менее мощных — чугунный.

Фирменная подвеска Ситроен ВХ

Главная привлекательная особенность (и в то же время отрицательная, если машина преклонного возраста) этого автомобиля — наличие гидропневматической подвески. Конечно, это здорово, что по команде водителя автомобиль можно поднять или опустить (в обычном режиме дорожный просвет 160 мм, в приподнятом — 190 мм, а в максимальном — 235 мм, больше, чем у «Нивы»). Но надо помнить, что Citroen BX — не джип, с максимально поднятым кузовом он может ехать непродолжительное время, этот режим используется лишь для кратковременного преодоления препятствия.

При покупке обязательно проверьте все режимы работы подвески: чтобы передняя и задняя часть автомобиля поднимались и опускались равномерно, а то бывает, что Citroen BX ведет себя как собака с перебитыми задними лапами, которая пытается приподняться только на передних.

Став владельцем такого автомобиля, придется подружиться с фирменной жидкостью LHM (произносится «эль-аш-эм»), которая продается в фирменных металлических флягах зеленого цвета разными производителями. Citroёn рекомендует использовать LHM французской фирмы Total.

Менять ее рекомендуется через 60 тысяч км пробега, но в наших условиях лучше это делать чаще, а после покупки автомобиля обязательно заменить всю LHM в системе. Для этого понадобится 4 л жидкости, идеальный вариант — перед заправкой промыть систему тоже LHM (на фирменных СТО должна быть специальная промывочная жидкость, на которой можно некоторое время даже поездить).

Экономить, а тем более заливать по советам «бывалых» веретенное или трансформаторное масло нельзя, подумайте сами: не только подвеска «питается» этой жидкостью, но и система тормозов и рулевое управление (если установлен усилитель руля)! В этой конструктивной особенности и кроется, на мой взгляд, один из главных недостатков этого автомобиля в наших условиях.

Множество модификаций Citroen BX

Еще один существенный недостаток Citroen BX для обычного владельца — французский автомобиль многократно модернизировался (ежегодно (!) с 1983 по 1990 год включительно и еще раз в 1993 году). Это обстоятельство вызывает большие трудности при самостоятельном поиске запчастей и технической документации по ремонту, особенно электросхем. Кроме того, в русских переводах встречаются технические ошибки и опечатки, идеальный вариант — пользоваться французской документацией издательства RTA или фирменной ситроеновской.

Поиск запчастей затруднен еще и тем, что, несмотря на большой тираж (2 315 739 штук), Citroen ВХ продавался в основном у себя на родине. Хотя сейчас времена изменились, были бы деньги, а фирм-поставщиков запчастей хватает.

Вывод

Этот автомобиль только для фаната французской фирмы, умеющего много делать своими руками или имеющего друзей, разбирающихся в этом деле. Фирменное обслуживание такого автомобиля обойдется очень дорого. Обычному чайнику «Бэ-Икс» противопоказан.
© Александр Ельчищев
Фото автора

 

 

alex

Блог Александра Ельчищева

Вам может также понравиться...

комментария 2

  1. Руслан STORM Староконь:

    помнится, целая статья была про ситроен за 2000 баксов)

  2. alex:

    Кто бы мне предложил Citroen 2CV в России за 2000 баксов… Ау, нет желающих?

Добавить комментарий