Karmann Ghia
Карманн Гиа: Чудесное превращение «Жука»
Один из самых замечательных проектов в истории немецкого автомобилестроения — создание спортивного «народного автомобиля» — начал свой отсчет 60 лет назад, весной 1953 года, когда на Женевском автосалоне успешно прошли переговоры Вильгельма Карманна, владельца немецкой кузовной фирмы Karmann, с Луиджи Сегре, главой итальянского дизайнерского ателье Carrozzeria Ghia.
Основанная Вильгельмом Карманном в городе Оснабрюке фирма Karmann, накопив богатый опыт в постройке карет, в 1902 году перешла к производству автомобильных кузовов. Качество их изготовления было очень высоким, поэтому предприятие не испытывало проблем с заказами вплоть до начала Второй мировой войны, когда ей пришлось перестраиваться на выпуск военной продукции. В результате Karmann как военный объект неоднократно подвергался бомбежке авиацией союзников, и его производственные площади к концу войны были почти полностью уничтожены.
Вторую половину сороковых годов предприятие с трудом отстраивалось и не брезговало случайными заказами, вплоть до штамповки ложек.
Судьбоносным для фирмы стал 1949 год, когда Вильгельм Карманн обратился к директору концерна Volkswagen AG Генриху Нордхоффу (Heinrich Nordhoff) с предложением освоить на его площадях производство открытого варианта появившегося в 1948 году серийного «Жука». (C 1949 по 1980 год на этом предприятии было собрано 331 847 штук открытых «народных автомобилей».)
Итальянский проект

У первых автомобилей руль был заимствован у «Жука» и только с 1958 года стал оригинальным, в 1960-м его форма вновь изменилась. Был и праворульный вариант (с 1959 г.).
Впрочем, полученный заказ Вильгельм Карманн считал уже вчерашним днем для своего предприятия, его планы были более амбициозными, он мечтал о выпуске спортивного автомобиля на базе «Жука»!
Этот замысел суждено было претворить в жизнь его сыну, названному в честь отца также Вильгельмом, возглавившему предприятие в 1951 году после смерти отца. Под его руководством было разработано несколько прототипов такого автомобиля, но ни один из них руководству Volkswagen не понравился. Тогда Вильгельм Карманн-сын обратился к стилистам из итальянского ателье Ghia. Первые переговоры с Луиджи Сегре (Luigi Segre), главой дизайнерского ателье Carrozzeria Ghia из Турина, состоялись весной 1953 года на Женевском автосалоне.
Проект держался в строгом секрете от прессы и тем более от конкурентов. Первым шагом в его реализации стала покупка «донорского» «Жука» (в целях конспирации не в Оснабрюке и даже не в Германии, а в столице Франции) и отправка его своим ходом в Италию.
Итальянцы не заставили себя долго ждать и уже к ноябрю того же года создали прототип нового автомобиля, который Вильгельм Карманн показал в Оснабрюке генеральному директору Volkswagen AG. Генрих Нордхофф остался доволен увиденным и отдал приказ о запуске в серию Volkswagen Karmann Ghia (в историю автомобиль вошел под более коротким именем — Karmann Ghia).
Официальная презентация Karmann Ghia автомобильной прессе должна была состояться 27 августа 1955 года на заводе кузовной фирмы, но прошла раньше, 14 июля, в Kasino Hotel в Георгсмариенхутте близ Оснабрюка. Широкой публике автомобиль был представлен в сентябре на Франкфуртском автосалоне.
Немецкое качество
Через полгода было продано уже 500 экземпляров автомобилей. Это был несомненный успех новой модели, которому способствовали отменное качество сборки и демократичная цена. Karmann Ghia стоил дешевле большинства спортивных автомобилей своей эпохи, лишь французский Alpine A108 да английский Austin Healey могли с ним конкурировать по этому показателю.
Правда, спортивной у Karmann Ghia была лишь удачная внешность, благодаря которой купе больше было похоже на двухдверный седан — коч, а вот динамика из-за фольксвагеновского двигателя была довольно скромной, но последнее обстоятельство не смущало переживших послевоенную разруху немцев.
После успешного дебюта купе в Оснабрюке было решено освоить выпуск и кабриолета. Через два года, в августе 1957 года, появился открытый вариант Karmann Ghia. Он был показан на Франкфуртском автосалоне 18 сентября и уже в ноябре встал на конвейер.
Внешность автомобиля, дизайн которого и сегодня выглядит современно, менялась несколько раз, но не слишком кардинально: в 1960 году изменились форма «крылышек» воздухозаборников в передней части машины, задние фонари вместо прямоугольных стали миндалевидными (они видоизменялись еще не раз: в 1964 и 1970 годах). С 1972 года Karmann Ghia получил более объемные бамперы.
Неудачной надо признать показанную во Франкфурте в 1961 году третью серию Karmann Ghia. В угоду тенденциям автомоды шестидесятых годов дизайнеры отказались от пухлых крыльев и прогадали. Потомки ценят именно первые две серии, а об угловатом Karmann Ghia, производство которого прекратилось в 1969 году, напрочь забыли.
С годами менялась не только внешность Karmann Ghia, но и рабочий объем двигателя и его мощность (параллельно с выпуском более мощных «Жуков»). В 1961 году мощность 1,2-литрового «оппозитника» с воздушным охлаждением увеличилась с 30 до 34 л.с. В 1965 году появился двигатель рабочим объемом 1285 куб. см (40 л.с.), в следующем году — 1,5-литровый мощностью 44 л.с., в 1970 году — мотор рабочим объемом 1564 куб. см (50 л.с.).
В 1968 году в угоду американскому рынку на автомобиль стали устанавливать и автоматическую трансмиссию. Механическая же коробка передач Karmann Ghia считалась очень удачной (первая передача была несинхронизированной до 1961 года).
Сборка купе и кабриолета Karmann Ghia продолжалась вплоть до 1974 года. За это время было выпущено 362 601 купе и 80 877 кабриолетов (по другим данным — 80 899 штук).
Сочетание оригинальной спортивной внешности, качества сборки и невысокой цены пришлось по душе не только немцам, но и американцам, поэтому немало Karmann Ghia было отправлено за океан, где они стали благодатным материалом для постройки ход-родов.
С окончанием выпуска Karmann Ghia производство спортивного «народного автомобиля» в фирме из Оснабрюка не закончилось. Был заключен договор с Porsche на сборку другого оригинального автомобиля — Porsche-914, о котором я постараюсь рассказать в другой раз.
К сведению коллекционеров
* Karmann Ghia выпускался не только в Германии. С 1957 по 1960 год его сборка была налажена в… Швейцарии, в городе Шницах (Schnizach). У таких автомобилей на идентификационной кузовной табличке указано, что они собраны в Швейцарии.
* Идентификационная табличка с номером кузова и двигателя находится на правой стенке переднего багажника (ручка для открывания багажника находится в… перчаточном ящичке), на двигателе номер выбит под креплением генератора.
* На состояние кузова Karmann Ghia первых лет выпуска надо обращать особое внимание, так как для его изготовления использовался югославский стальной лист невысокого качества.
* До 1967 года электрооборудование у Karmann Ghia было 6-вольтовое.
Технические характеристики Karmann Ghia 1960 г. в.
Кузов | 2-дверный кабриолет |
Длина | 4140 мм |
Ширина | 1634 мм |
Высота | 1330 мм |
Колесная база | 2400 мм |
Колея передняя/задняя | 1305/1250 мм |
Снаряженная масса | 820 кг (450 кг — на задний мост) |
Число мест | 4 |
Двигатель | Карбюраторный, с воздушным охлаждением |
Расположение | В заднем свесе |
Число и расположение цилиндров | 4, оппозитно |
Рабочий объем | 1192 куб. см |
Диаметр цилиндра/ход поршня | 77/64 мм |
Степень сжатия | 6,6 |
Макс. мощность | 30 л. с. при 3400 об/мин |
Макс. крутящий момент | 7,7 кгс*м при 2000 об/мин |
Коробка передач | Механическая |
Привод | На задние колеса |
Подвеска передняя/задняя | Независимая, торсионная/на качающихся полуосях |
Тормоза | Барабанные, без вакуумного усилителя |
Шины спереди/сзади | 5,60-15 |
Диски | 4Jx15 |
Мин. диаметр поворота | 11 м |
Макс. скорость | 118 км/ч |
Емкость топливного бака | 40 л |
© Александр Ельчищев (Alex Elch)
© Фото: Александр Ельчищев (Alex Elch)
Предлагаю сотрудничество: написание статей, сценариев для телепередач и ютуб-каналов, книг (авторетро) + перевод с французского и английского (авторетро, ТО и ремонт двигателей) + свои архивные фото. Мой телеграм.
Deprecated: Функция get_currentuserinfo с версии 4.5.0 считается устаревшей! Используйте wp_get_current_user(). in /var/www/user466747/data/www/alex-elch.ru/wp-includes/functions.php on line 6078